В Великий Вторник митрополит Феодор совершил Литургию Преждеосвященных Даров
Сегодня, 15 апреля, в Великий Вторник Страстной седмицы, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в храме иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Ельшанского округа митрофорный протоиерей Николай Бабак, настоятель храма иерей Георгий Гурчиани, иерей Владимир Пономаренко, иерей Сергий Бородавка.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Анны Гурчиани.
Проповедь перед Причастием произнес иерей Владимир Пономаренко.
За богослужением молился ректор Волгоградского государственного аграрного университета Виталий Алексеевич Цепляев.
Вторник Страстной седмицы – насыщенный глубокими духовными смыслами день богослужебного года. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, последний раз проповедует в Иерусалимском храме, и фарисеи пытаются искусить Спасителя… Присутствуя на богослужении, можно понять сокровенный смысл и глубину событий этого дня, слов и притч, сказанных в этот день Спасителем ученикам и народу.
В завершение богослужения отец настоятель иерей Георгий Гурчиани и Виталий Алексеевич приветствовали правящего архиерея и поблагодарили за архипастырское попечение и совместную молитву.
Митрополит Феодор обратился к молящимся со словами назидания:
— Возлюбленные отцы, братья и сестры! Мы с вами переживаем особые дни, которые выходят за рамки Четыредесятницы, но продолжаем пост из-за святости и величия событий этой недели – это земные Страдания Господа нашего Иисуса Христа, предательство Его одним из ближайших учеников, надругательство, суд Пилата, распятие и Его смерть.
В сии дни мы стараемся не думать о себе и своих нуждах, полностью сосредоточившись на том, о чем думал и как страдал наш Божественный Спаситель. Это побуждает не только к воздержанию в пище и питье, но и к размышлению над смыслом молитв, текстов Священного Писания, Евангелия и паремий за богослужениями.
Обычно во время Великого поста каждый христианин прочитывал Библию целиком, а также «Лествицу» Иоанна Лествичника и творения аввы Дорофея. Это минимальный набор духовной литературы, которую необходимо было бы прочитать за сорок с небольшим дней, но, как правило, редко кому это удаётся.
Будем хотя бы внимательно слушать то, что читается за богослужением, потому что Святая Матерь Церковь не случайно подбирает на каждое богослужение особые тексты, чтобы они назидали нас, одухотворяли и наделяли особыми смыслами. Размышляя над ними, проецируя их на свою жизнь, можно ориентироваться при выстраивании личной системы ценностей.
Сегодня в Книге Исход мы слышали, что численность израильтян, переселившихся в Египет при Иосифе, по окончании его земного пути стала заметно возрастать.
Это вызвало раздражение фараона. Он начал опасаться, что мигранты займут всю страну, ключевые места в исполнительной и законодательной власти, и будет уже не Египет, а совсем другая страна. Чтобы ограничить их популяцию, он отдал указ: убивать каждого ребёнка мужского пола. Женщины-повитухи, как говорит бытописатель, боялись Бога и не стали этого делать. Благодаря чему, чудом был спасён будущий пророк Моисей, но утаить его под кровом родного дома было невозможно. Достаточно было детского крика, плача или смеха в доме иудеев, чтобы туда нагрянули воины фараона.
Мудрая мать Моисея положила его в плетёную корзину и пустила по Нилу, отдавая на промысел Божий.
Господь привёл эту корзину к ногам бездетной дочери фараона, она решила воспитать еврейского ребёнка, наняла кормилицу, которой оказалась мать Моисея. Когда он вырос, дочь фараона взяла его во дворец, как собственного сына.
Моисей является прообразом Иисуса Христа тем, что он хотя и имел конкретные корни, но появился как бы ниоткуда. Когда Христос вышел на Евангельскую проповедь, то людям тоже было непонятно, откуда Он, такой яркий проповедник, чудотворец, пророк. Евангелист Матфей написал Евангелие специально для евреев, давая подробную родословную Иисуса, чтобы подтвердить, что Он именно Тот, обещанный Мессия, Который придёт спасти Свой народ, как некогда Моисей, от вечного рабства греха.
Также сегодня была прочитана и паремия из Книги Иова. Этот ветхозаветный праведник тоже является прообразом Иисуса Христа. Будучи очень состоятельным человеком, он имел много шатров, большую многодетную семью, стада овец и верблюдов. Как мы читаем в Священном Писании «кипел богатством», то есть преизбыточествовал им.В земле Уц он пользовался большим уважением. Но в один момент Иов лишился всего. Пока он отдыхал в прохладе своего шатра, к нему вбежал один из слуг:
— Господин, я пас твоих овец, но вдруг напали разбойники, пастухов убили, овец увели, один я случайно спасся.
Не успел договорить, как входит другой слуга:
— Господин, на стада твоих верблюдов напали всадники на конях, с трёх сторон окружили и убили всех пастухов. Я один случайно остался жив.
Он ещё не окончил говорить, как вошёл третий слуга и сказал, что все дети Иова погибли:
— Дети собрались на торжество у своего старшего брата, вкушали и пили вино под шатром, вдруг из пустыни налетел вихрь, углы шатра сложились, и все под ним погибли. Только я один спасся и пришёл тебе сказать.
Вот так: был Иов богатым – стал нищим, был многодетным – потерял всех своих наследников. По восточному обычаю в знак глубокой скорби он изорвал свои ризы, остриг волосы и посыпал голову пеплом, но сказал удивительные слова, которые каждому из нас нужно запомнить: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:20-21)
На этом его испытания и скорби не закончились. Дьявол коснулся тела его. Иов заболел самой страшной на то время заразной болезнью – проказой, лепрой. Болезнь считалась неизлечимой, и люди, которые ею заболевали, изгонялись из города.
Куда идти ему? Он пошёл на городскую свалку. Туда, куда люди выносили всякий хлам, выливали помои. На этой свалке весь в струпьях «на гноище гноем», как мы читаем в великом каноне Андрея Критского, «бездомок», то есть лишившийся дома, и семьи, он страдает от того, что заживо гниёт.
Три близких друга, пришедшие поддержать Иова, увидев его на мусорной свалке, не смогли приблизиться к нему. Несколько дней издалека в безмолвии, с ужасом смотрели они на некогда богатейшего человека, своего любимого друга. Потом стали спрашивать его:
— Это кара Божья. Наверное, ты согрешил? — говорит один.
— Может быть, ты согрешил и забыл? – говорит второй.
Третий предположил:
— Может, ты согрешил и не хочешь говорить?
А Иов отвечает:
— Братья, да что вы? Я не то чтобы сам Бога обидеть боюсь, но если мои дети устраивают какую-то вечеринку, говорю: «Господи, вдруг они выпьют лишнего вина, вдруг они что-то скажут, не подумав, в сердцах, вдруг они похулят имя Твоё, огорчат Тебя – прости!»
Он молился не только о себе, а о прощении грехов другим. Но его друзья не могли понять, как такое могло произойти, ведь иудеи считали, что праведного человека Господь облагодетельствует, даст ему в жизни всего с избытком. Для них богатство всегда было признаком праведности. Когда Христос стал говорить о другом Царстве, не земном, Небесном, людям это было непонятно, особенно богатым фарисеям. Поэтому они и не приняли Его.
Тогда пришла жена к Иову и сказала:
— Зачем ты так страдаешь? Что тебе этот Бог? Что ты Ему поклоняешься? Он все забрал у тебя! Прокляни Его и умри спокойно, хоть страдать не будешь.
Он сказал:
— Что такое ты говоришь, жена? Если я благословлял Бога за доброе, неужели я Его буду проклинать за плохое? Благословен Бог, давший мне и милость, и радость, и печаль, и горе.
Прошло время, и Господь вернул всё: здоровье, богатство и множество детей. И был Иов примером для своих соплеменников, как нужно верить Богу, как переносить страдания. И до сих пор остаётся примером для нас.
Христос, как Царь Небесный, «пришед на землю, обнищал зело». Образ раба принял на Себя, принял язвы, заушения, весь был в струпьях и ранах, как Иов. Но Он воскрес и взошёл в Своё Небесное Царство для того, чтобы открыть и нам путь, который был некогда затворён грехом прародителей.
Каждый из нас имеет возможность теперь наследовать Царство. Мы слышали сегодня в Евангелии об этом наследии, о Страшном Суде. Мы слышали о тех критериях, которые позволят нам занять Царский престол. В земной жизни нередко какое-то своё положение человек покупает за некую мзду, но и в духовной жизни действует тот же принцип.
Оказывается, мы можем приобретать Царство Небесное уже сегодня, можем его покупать. Христос говорит нам, что это очень просто: каждый наш ближний – это образ Христа, и всё, что мы сделали для ближнего, то сделали для Господа. У Бога память хорошая, Он ничего не забудет — ни доброго, ни злого, и сколько того и другого. Когда Он придёт судить земнородных, тогда откроются наши дела, увидим и мы, и вся Вселенная: люди, и Ангелы, чего у нас оказалось больше. Увидим, стали ли мы частью Христа, а Он — частью нашей жизни?
Пока имеем эту возможность, будем давать, как и Господь говорит: «Блаженнее давать, нежели брать». То, что ты взял, у тебя рано или поздно отнимут, а то, что ты отдал ради Христа и Царствия Небесного, никто уже ни в этой жизни, ни в будущей не заберёт.
Фото: Зоя Казьмина
(107)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.