Митрополит Феодор совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров
Сегодня, 16 апреля, в Великую Среду Страстной седмицы митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил в Александро-Невском кафедральном соборе города Волгограда последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Марии Зимовец.
По традиции, в Великую Среду на Литургии Преждеосвященных Даров в последний раз в этом году произносилась молитва преподобного Ефрема Сирина, во время которой все молящиеся совершали земные поклоны.
В последний раз на Литургии прозвучало и песнопение «Да исправится молитва моя…».
С этого дня земные поклоны в храме до самого дня Пятидесятницы (праздник Святой Троицы) опускаются. Исключение – поклоны перед Плащаницей Спасителя — полотном, на котором изображен почивший Христос.
Проповедь перед Причастием произнес иерей Валерий Гусаков.
Митрополит Феодор обратился к молящимся с архипастырским словом:
— Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы последний раз прочитали молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» С сегодняшнего дня до дня Святой Троицы земные поклоны в храме не совершаются, только перед Крестом и Плащаницей Спасителя в Великую Пятницу.
В священные дни Святой Четыредесятницы мы внимательно слушали тексты Священного Писания, прочитали полностью Книгу Бытия и заканчиваем чтение Книги Исход. В Книге Бытия описывается сотворение мира, человека, грехопадение прародителей, изгнание их из Рая, жизнь человеческого общества до и после Всемирного потопа, до момента их переселения в Египет.
Книга Исход рассказывает о том, как народ израильский был выведен из рабского служения фараону, точнее, из рабского плена, в землю обетованную, обещанную Богом ещё Аврааму и семени его.
Сегодня мы с вами слышали продолжение истории Моисея. Фараон издал указ об уничтожении всех детей мужеского пола еврейского народа, ибо они во множестве распространились в египетской земле. Фараон испугался, что Египет потеряет своё лицо, свой культурный, религиозный код под воздействием культуры и религии иудеев, и решил постепенно их уничтожить. Но Господь сохранил Моисея — того, кто впоследствии станет орудием промысла Божьего и изведёт народ израильский из плена египтян.
Моисей, по преданию, был недоношенным шестимесячным ребёнком. В Книге Исход мы читаем, что три месяца он утаивался родительницей, которая вскармливала и выхаживала его. Когда он окреп, положила его в корзину, которую осмолила, чтобы та не напиталась воды и не утонула, и пустила по Нилу.
Корзина попала к ногам дочери фараона, которая обычно совершала омовение в зарослях камыша, скрытая от посторонних глаз. Именно в этом месте она увидела младенца в корзине. Она поняла, что ребёнок иудейский по уже проведённому над ним обряду, данному Аврааму – обрезанию.
Молодая женщина принимает ребёнка в свой дворец. До двух лет младенцев обычно вскармливали грудью. Предание сохранило историю о том, что ребёнок был отдан кормилице-еврейке, матери Моисея, а потом уже двухлетним он был взят во дворец.
Моисей был очень красив, чем привлёк внимание и египетской царевны, и самого фараона, тот взял его на колени, любуясь мальчиком. Малыш, разыгравшись, ударил по короне фараона и сбил с неё так называемый «Урей» — изображение египетского божества в виде кобры, раскрывшей капюшон. Он символизировал и могущество земного царства, и высшее знание, ибо фараон был не только царь, но и верховный жрец, ему поклонялись, как Богу.
Действие младенца Моисея привело в великое смущение и фараона, и жрецов: что это было? Какой-то знак? Почему он сбил корону с фараона? Сдвинул Урея, символ власти и неземной мудрости? Теперь мы, конечно, понимаем, что это было пророчеством: Моисей ещё в младенчестве предсказал гибель фараона в момент преследования иудеев.
Но жрецы предложили испытать: случайность это или осознанные действия младенца? В первом случае предлагалось ребёнка пощадить, во втором – уничтожить. Ему принесли на подносе рассыпанную горсть алмазов и горящих углей. Если ребёнок в сознании, то он возьмёт алмазы – тогда нужно будет его убить, а если он ещё неосознанно совершает движения, то возьмёт искрящиеся угли.
По преданию, маленький Моисей потянулся к алмазам, но Ангел Господень вовремя ударил его по руке, и Моисей схватил уголь и засунул его в рот. Все поняли, что мальчик ещё не в себе, и был помилован. Но, получив серьёзный ожог языка и гортани, Моисей потом с трудом разговаривал, Как гласит Священное Писание, он был гугнив, ему было даже сложно общаться со своим народом. Потому посредником он избрал брата своего Аарона.
Сорок лет Моисей находился при дворце. В этом возрасте он решил посмотреть, как живут его соплеменники. Выйдя на улицы города, увидел, как один египетский воин жестоко избивает иудея. Моисей вступился за сородича и убил слугу фараона. Чтобы скрыть следы преступления, он закопал его в песок, благо его в Египте много.
Почему Моисей решился на убийство египтянина? В Священном Писании читаем, что сначала он осмотрелся вокруг, но не только для того, чтобы, удостовериться в отсутствии свидетелей, но и как бы взвешивая свои действия. Моисей был человеком с обострённым чувством справедливости. То, что он увидел, было не простым конфликтом. Как доносит до нас Предание и святоотеческое наследие, воин фараона утром ходил по иудейским кварталам, выгоняя мужчин на работу, делать плинфы — кирпичи для строительства городских зданий. В доме одного иудея он обратил внимание на его супругу, очень красивую женщину. Пленившись её красотой, он решил овладеть ею. Однажды раньше положенного он выгнал мужчину на работу и совершил свой преступный замысел.
В свою очередь, работник, увидев, что на производстве никого нет, вернулся домой, и, заметив, что от его супруги выходит тот самый египетский солдат, всё понял. Между ними завязалась драка, вернее слуга фараона решил убить иудея, потому что надругательство над женщиной было тяжким грехом даже в языческой среде. Ликвидировав мужа как свидетеля, он бы избежал наказания, а себе приобрёл наложницу.
Но вмешался Моисей и убил его. Как пишут святые отцы, главное в сюжете то, что прежде, чем Моисей убил египетского воина, он убил египтянина в себе. Это принципиально важно. Если бы он сохранил в себе культурный код Египта, свою внутреннюю религиозную принадлежность к египетской традиции, то не смог бы стать полноценным вождём израильского народа. Таким образом, прежде был совершён внутренний акт освобождения – убийство того внутреннего человека, который мешает исполнить миссию.
Для нас этот момент принципиально важен. Сегодня мы часто пленяемся чуждой нам идеологией и системой ценностей. В основном, западной. Но если мы хотим сохранить суверенитет, свободу, независимость своего государства, своей семьи и собственной души, то должны убить в себе «западного» человека, «американца», который в тебе живёт, потребителя материальных, временных земных благ и который лишает тебя духовной связи с твоим Небесным Отечеством.
На следующий день Моисей опять вышел посмотреть, как живёт его народ. И увидев двух дерущихся иудеев, остановил зачинщика:
— Зачем ты бьёшь искреннего своего, обижаешь ближнего своего?
Тот со злостью ответил:
— А кто тебя поставил вождём или судьёй над нами? Может, ты хочешь убить меня, как вчера убил египетского стража?
Моисей пришёл в ужас. Он понял, что в иудейской среде есть много не только клеветников, но и доносчиков. Как за один день люди узнали об этом происшествии?
Некоторые толковники предполагают, что это был тот самый спасённый еврейский муж. А другие, что это был его друг, которому он поведал свою тайну. Тем не менее, Моисею надлежало бежать из дворца и Египта, чтобы остаться в живых.
Моисей своим поступком привёл в бешенство фараона. Здесь святые отцы не находят единодушия. Кто-то считает, что Моисей был как бы принцем Египта, имел власть судить, «вязать и решить». И гнев фараона вскипел оттого, что египтянин был убит не мечом, но оружием слова «Бог». И от этой силы духовной египтянин пал замертво. Тогда фараон понял, что этот мальчик непростой. Он обладает духовной силой, опасной для египетского царства, и решил убить его.
По другой версии, всё-таки Моисей не обладал политической властью, и фараон разгневался от того, что он лишил жизни его слугу без его суда и ведома.
Моисей пришёл в землю Мадиамскую, сел у колодца в растерянности, не зная, как поступить. А колодец располагался на пересечении многих путей, был своеобразной точкой цивилизации, где встречались караваны, сходились представители различных слоёв общества. Там он увидел семь дочерей Иофора, набиравших воду для своих овец, но пришли пастухи и прогнали женщин. Моисей заступился за них и дал им первыми напоить свой скот. Довольные девушки, вернувшись домой, рассказали отцу, что какой-то египетский муж (Моисей был в египетской одежде) их защитил и спас. Подумайте, у Иофора семь дочерей, их нужно выдавать замуж, а тут такая удачная ситуация: добрый человек обратил внимание!
— Что же вы сидите? Ведите его сюда? Пускай ест хлеб с нами.
Под словами «ест хлеб с нами» надо понимать «пускай будет членом нашей семьи и женится на одной из вас».
Так и случилось. Он выдал замуж за Моисея Сепфору.
Святые отцы отмечают, что у Иофора было несколько имён: Иофор, Рагуил, Ховав и другие мы слышим в Священном Писании, ибо разные племена мадианитян называли его по-разному. Он был не только князем Мадиамским, но и священником. Не в том понимании, как служитель Иерусалимского храма, до него ещё было очень и очень далеко, но он был сыном Авраама. И священник в том смысле, что учил людей жить в поисках воли Божьей, жить по совести. Вёл их к познанию Бога Единого, и потому его учение было близко к учению Моисея. Он очень дорожил общением с Моисеем. Впоследствии Иофор поможет ему правильно выстроить законодательную и исполнительную власть в новом иудейском обществе после того, как они выйдут из Египта.
Книга Исход и вообще воспоминание событий исхода евреев из Египта в землю обетованную как нельзя лучше ложится на время Великого поста, мы ведь тоже совершаем путь из прошлой греховной жизни к духовной жизни со Христом. На этом пути нам очень важно понять волю Божью, чтобы её исполнить. Но, стремясь к этому, мы, по слову преподобного Симеона Нового, Богослова, осознаем свою немощь, как говорит апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19).
Время Великого поста нам дано для того, чтобы исправить ветхость нашей природы, насколько возможно изменить её, очистить, стать орудием добра, любви, воли Божьей, а не воли греха и дьявола. Нас ждёт также, как иудеев, Земля Обетованная, но не здесь, не в пределах земного шара, а в Царстве Небесном, которое нам уготовано от начала мира. Ещё нас не было, земли не было, а Царство Божье уже было сотворено, и Бог только ждёт нашу добрую волю, чтобы мы послушались кроткого гласа Его и взошли в это Небесное, удивительнейшее Царство.
Путь испорченного грехом человечества лежит через очищение, через исправление, через преображение, через Голгофу. Мы сегодня, в эти священные дни Страстной седмицы особенно переживаем страдания Господа Иисуса Христа. Великая Среда, предательство ближайшего ученика Иуды Искариота. Когда ученики возлежали на Тайной Вечере и Христос сказал: «Сегодня один из вас предаст Меня», испугались все, потому что каждый понимал свою немощь. Они уже знали, что их образ мышления, образ жизни очень далёк от того, о чём говорит Христос. Все стали вопрошать: «Не я ли, Господи? Не я ли?» И Иуда тоже.
Казалось бы, мы имеем многовековой опыт поколений христиан, которые сформировали нашу культуру, мировоззрение, менталитет, наш образ жизни. Но, к сожалению, мы продолжаем Христа предавать. Каждый день словом, или делом, или помышлением. Наша задача понять, как Петру, в чём мы отреклись от Христа, и принести достойное покаяние, ибо только покаянием мы сможем войти в Царствие Небесное, сохранив свой духовный код. Аминь.
Завтра, в Великий Четверг, правящий архиерей возглавит уставные богослужения этого дня в кафедральном соборе святого благоверного великого князя Александра Невского:
8:00 — Часы. Вечерня. Божественная литургия святителя Василия Великого. Чин омовения ног.
17:00 — Чтение Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Фото: Андрей Березовский
(62)















Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.