Доклад митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора на II Волгоградском образовательном форуме учителей основ православной культуры
Ваше Высокопреосвященство, уважаемая Лариса Михайловна, Уважаемые участники 2-го Волгоградского образовательного форума учителей православной культуры.
Христос Воскресе!
Великого учителя спросили: «Правитель намеревается привлечь вас к управлению государством. Что вы сделаете прежде всего?» Учитель ответил: «Необходимо начать с исправления имен». Его спросили: «Зачем это нужно?» Учитель сказал: «Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести». Т.е. мы понимаем насколько важно не только иметь в социокультурном обороте правильные имена – слова, названия и определения, но необходимо их верно понимать. Именно в основе системы образования и культуры лежит способность формировать общественное и индивидуальное сознание. Это же одновременно является их задачей.
Культура – это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека и его представлений, убеждений, традиций, норм поведения. Культуру понимают как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем, как внутреннее, духовное развитие и богатство человека, как образ жизни определенного народа (например, культура Римской империи, культура древней Руси).
Вспомним Ницше, который сказал: «У тебя здесь перед глазами превосходный идеал, но представляешь ли ты собою такой превосходный камень, чтобы из тебя можно было бы изваять этот божественный образ?» Божественный образ – пример человека, идеального гражданина, превосходный камень – ученик, скульптор – учитель. Но всегда ли современная система ценностей может явить нам идеал? Мы наблюдаем, как активно интегрируется в нашу среду западная культура, культура Средней Азии и паназиатская культура. Кругом чебуреки, бигмаки, гамбургеры, манты, шашлыки, шаурма, пицца, роллы… Каждая страна жива величием своей культуры, а не слепым копированием чужой. Влияние культуры распространяется на все виды деятельности общества, способствует формированию политического иммунитета, сохранению своей национальной истории и традиции, уникальности, аутентичности и самобытности. Россия всегда хранила доминанту нравственных и духовных устоев, которые черпали свою силу в православной вере. Замечательный русский историк Георгий Владимирович Вернадский писал: «…подвиги Александра Невского имели единственную цель – сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа».
Россия по площади территории занимает первое место в мире! А в рейтинге стран по численности народонаселения — девятое… По прогнозам западных исследователей, если не предпринимать никаких шагов по исправлению демографической ситуации, то уже к 2050 году Россия окажется на 18-м месте рейтинга стран по числу народонаселения, в стране будет проживать по разным оценкам до 115 млн. человек. Это при том, что великий русский ученый Дмитрий Менделеев, который был не только химиком, но и экономистом, ученым-энциклопедистом, прогнозировал рост до шестиста и более млн. человек.
По итогам 2024 года естественная убыль населения России составила 596 тысяч человек, свидетельствуют опубликованные данные Росстата. По сравнению с итогом 2023 года показатель увеличился на 20,4%. Как следует из данных Росстата, показатель естественной убыли вырос из-за того, что количество рождений в России снизилось, а смертей при этом — выросло. Снижение численности народонаселения России угрожает её суверенитету, ведет к геополитическому, военно-стратегическому, экономическому и культурному поражению. По данным МВД РФ, в январе-сентябре 2022 г. в Россию приехало на заработки 12,8 млн. трудовых мигрантов. Стоит отметить, что трудовые мигранты со временем стремятся стать гражданами РФ. По данным Центробанка в 2022 году мигранты вывезли из России к себе домой порядка 29 миллиардов долларов. Всю эту тенденцию можно назвать замещением государствообразующего русского и других коренных народов России другими инокультурными, инорелигиозными народами, народами, семьи которых являются многодетными.
Какой будет Россия при таком раскладе через несколько десятилетий? – можно представить, но мы знаем одно: без русского народа России не будет. Да и не нужна нам такая Россия, как говорит президент Владимир Путин.
Как известно, Платон разрабатывал свою теорию полисного устройства в острейшей идейно-теоретической борьбе с философскими школами софистов и киников, которые предлагали, по сути, новое, чуждое мировоззрение в эпоху, когда, по словам Арнольда Тойнби, «эллинская цивилизация надломилась». Духовная ситуация того времени характеризовалась ослаблением традиционных религиозных и моральных авторитетов, упадком нравственности, распространения новой системы ценностей, носителями и пропагандистами которой и были софисты и киники. В этих условиях Платон и принял на себя задачу противостояния разрушительным тенденциям современности. Наша задача сегодня та же, что и у Платона, и нам есть на что опереться. Нормативно-правовую базу Основ государственной культурной политики составляют Конституция Российской Федерации, Указ Президента РФ N 808 от 24 декабря 2014г., Федеральный закон 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, Указ Президента от 25 января 2023 N 35.
Государственная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу
экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, сохранения исторического и культурного наследия.
Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре. В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие.
Православие – это не только религия, это огромный фундамент мировой культуры. Оно сформировало культуру и искусство нашего народа, это культурный код, который лежит в основе уникального русского менталитета и его самобытности, и играет значительную роль в создании духовно-нравственного облика, как отдельной личности, так и общества в целом.
Мы добились с вами неплохих результатов в деле выбора модуля Основ православной культуры. Но назвать их идеальными и конечными пока нельзя. Напомню, что мы признали с вами для нашего региона нормой выбора 75%. Там, где присутствует значительное количество детей с другой культурно-религиозной системой, преподавание ОПК необходимо не ослабить, а наоборот, усилить. Во-первых, потому что, если они будут знать и, подчеркиваю, уважать нашу культуру, то они будут настроены жить вместе с нами, а если они останутся в парадигме своих социокультурных устоев, то будут стремиться жить вместо нас, т.е. заместить коренной народ. А по прогнозам к 2050 году выходцем из Средней Азии и Кавказских республик будет каждый третий гражданин России. Во-вторых, сегодня мы говорим об острой проблеме детского и подросткового суицида. Кроме того, по сводкам МВД значительная часть терактов совершается несовершеннолетними. Их легче вербовать, легче управлять, и они дешевле стоят. Но мы не можем с вами представить, что подобные поступки сможет совершить подросток, воспитанный в православной русской культуре.
Как говорил Сталин, война против нашего государства, против нашего народа будет вестись всегда. Нас никогда не оставят в покое. Формы этих войн будут разные – сейчас её называют гибридной, то есть она идёт на всех направлениях: не только военно-политическом, экономическом, но и социально-культурном. Пытаются разрушить наше общество во всех направлениях. И потому, наверное, прав был Отто фон Бисмарк, которому приписывают слова: что «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники».
Именно в школе, с детства у человека формируется система ценностей, понятие любви, верности, долга, чести. Задача школы и государства, нашего общества, конечно, не просто дать какую-то сумму знаний будущему гражданину нашей страны, но научить его верности, потому что оружие в руках предателя – страшный инструмент. Оружие может быть не только военное, оно может быть экономическое, может быть научное и культурное, поэтому очень важно сегодня формировать правильное отношение человека, отношение ребёнка не только к себе, но и к окружающему миру, к окружающим людям и, конечно, к своему собственному государству.
Кубинский поэт Хосе Марти сказал короткую, но ёмкую фразу: «Родина – это алтарь, а не пьедестал». Мы гордимся подвигом наших предков, мы часто говорим о героях Великой Отечественной войны, о героях смутного времени и времён Александра Невского. Но мы не можем жить все время в прошлом – мы сегодня формируем настоящее и будущее. И сегодня на СВО у нас появляются новые герои, которые, как некогда в Сталинграде, кровью пишут: «Умираем, но не сдаёмся».
Дух русского человека отличается от всех прочих народов. Эта сила берет корни из нашей православной веры, из нашей тысячелетней культуры, которую мы должны трепетно хранить, как нашу горячо любимую мать. И сегодня защитником Отечества является каждый, кто на своём месте формирует суверенитет нашей страны: тот, кто защищает с оружием в руках, и тот, кто правильно формирует бюджет государства, и тот, кто создаёт шедевры в конструкторских бюро, и тот, кто правильно преподаёт в школе историю, русский язык, литературу и специально созданный решением правительства модуль Основ Православной культуры.
У нас с вами сегодня есть все инструменты, чтобы формировать в школе правильное мировоззрение у детей и начать нужно с исправления имен, вернее, возвращения к великим именам Великой Руси и русской культуры.
Благодарю администрацию Волгоградской области, комитет образования и науки за инициативу проведения форума. Волгоградскую государственную академию последипломного образования и Волгоградский государственный социально-педагогический университет за труды по организации его проведения, а так же молодёжный парламент Волгоградской областной Думы. Особые слова благодарности Святейшему Патриарху Кириллу за его всегдашнюю поддержку и дорогому владыке митрополиту Евгению — Председателю Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Всем участникам встречи желаю профессиональных достижений, творческих успехов, благословенных трудов и помощи Божией на ниве просвещения.
Христос Воскресе!
(39)

Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.