Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас
Сегодня, 5 июня, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в храме святого пророка Иоанна Предтечи г. Волгограда, подворье Свято-Вознесенского женского монастыря г. Дубовки. Его Высокопреосвященству сослужили: иерей Владимир Пономаренко, иерей Сергий Ермолов, иерей Василий Нестеров, иерей Сергий Бородавка.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Анны Правдиковой.
За богослужением молилась настоятельница обители игумения Анна (Ерофеева).
Проповедь перед Причастием прихожан произнес иерей Сергий Ермолов.
7 июня Святая Церковь вспоминает Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом году в этот день совершаются богослужения Троицкой родительской субботы, потому служба в честь памяти святого Пророка Иоанна перенесена на сегодня, 5 июня.
В завершение богослужения матушка Анна поздравила правящего архиерея с днём памяти пророка Иоанна Предтечи, подчеркнув, что этого святого особо чтут монашествующие, как учителя покаяния, поблагодарила за архипастырские молитвы и пожелала доброго здравия, благоденствия и помощи в святительских трудах.
Митрополит Феодор обратился к молящимся со словами назидания:
— Дорогие отцы, братья и сестры! Благодарю за ваши усердные труды. Мы почитаем пророка Предтечу и Крестителя Господня Иоанна — третье обретение его главы. Если было обретение, значит была и утрата. Что значит потерять голову? Эта страшная фраза относится чаще к человеку, попавшему под действие страстей, которые, разрушив внутренний мир, повлекли его не по путям спасительным, Божьим, а по путям порока и греха в самую, что ни на есть, душевную погибель. Поэтому так важно хранить свою голову – и в прямом и в переносном смысле.
В акафисте Божией Матери мы читаем такие слова: «Радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом». Казалось бы, обокрали человека, беда у него, а мы прославляем Божию Матерь за то, что Она ещё и наказала этого человека. Почему?
Что такое ум человеческий? Это часовой, стражник. Если стражника пленили – кто виноват, как не он сам? Потерял бдение, был невнимателен или заснул на посту, пропустил врага и сам потерял свободу. Так и наш ум должен постоянно бдеть, его первая задача не допускать во внутренний мир ничего зловредного, греховного – того, что может помешать спасению души.
Если ум расслаблен, парит в мечтаниях, потерял жизненные ориентиры и страх Божий, то враг, который всегда находится рядом, по слову апостола Павла «как рыкающий лев» (1Пет. 5:8), готов его уловить. Мы с вами знаем из примеров дикой природы, что хищники поглощают больных и рассеянных – животные тоже могут быть неосторожны, и если хищник рядом, то всё – пропала скотина. Так и мы, когда оскотиниваемся в страстях, то легко уловляемся в сети зверохищного ловца дьявола, в его звериные когти и зубы.
Нам нужно ум свой приучать к бдению. «Как же, – вы спросите, – это значит, не спать? Но человек нуждается в отдыхе…». Конечно, это важно, но даже когда мы засыпаем, ум должен находиться в тонком сне.
Что такое тонкий сон? Физиологически человек спит, все его функции отдыхают, находятся в покое, но он тонко ощущает, не только физически, но и духовно, что происходит вокруг. И готов мгновенно пробудиться и встать. Мы знаем, что одни люди спят чутко, а другие – хоть из пушки стреляй. Чуткость изначально присуща человеку, но мы её утрачиваем, когда наша плоть становится дебелой от излишних яств, неги и расслабленности, то есть, когда работаем плоти, а не духу. Тогда она становится бесчувственной, и эта плотская тяжесть воздействует на ум, душу и сердце.
Легко ли молиться человеку, который плотно поел? Очень трудно. Поспать – с удовольствием, а помолиться тяжело. Потому святые отцы говорят, что питаться нужно так, чтобы всегда оставалось место для Святого Духа.
Мы должны быть как военные: всегда готовыми к сигналу тревоги, к защите своего священного города, который есть душа. А если мы прозевали врага, впустили его в наш внутренний дом, то бываем наказаны для того, чтобы вразумиться, исправить свои ошибки и больше их не допускать. И ни в коем случае не терять голову, и не только свою. Потому что, когда ты теряешь свою голову, внимание, то можешь потерять и что-то другое, очень важное, как некогда нерадивые монахи потеряли честную главу Иоанна Предтечи. Так можно потерять и главу государства, и целую страну, что было в печальной истории нашей России в начале ХХ века.
Мы не случайно на каждой службе молимся о предстоятеле Церкви и главе Государства. Помните, что и у каждой семьи есть своя глава. Но если голова сама себя теряет, начинает выполнять функции, ей несвойственные, тогда весь организм – и семья, и гражданское общество – начинают деформироваться, приходят в разлад, теряют гармонию и единение. Поэтому очень важно, чтобы каждый знал своё место.
Простой пример. Тело состоит из различных органов, каждый из которых выполняет свою функцию. Представьте себе, если они станут выполнять чужую функцию, не свою? Что будет с человеком? Весь его организм разладится. Он заболеет или вообще не сможет существовать. Вот так мы должны определять своё место в социальной жизни. Что мне дал Господь? Какова моя функция? Чтобы не присваивать себе то, что тебе не свойственно, и не заниматься тем, чем ты не должен заниматься, но выполнять то, что поручено Господом через руководителя, родителей, старших. А мы часто не любим или не хотим выполнять то, что должны и можем по своим способностям, а стремимся к тому, что или не по силам или просто греховно. В этом завышенном самомнении растёт наше непослушание, тщеславие и гордость.
Будем стараться искоренять эти греховные навыки, искать и исполнять волю Божию, зная своё место в жизни духовной, церковной и гражданской, чтобы в общем созвучии, подобно симфоническому оркестру, выполняя каждый свою функцию, всем вместе стремиться к одной благой цели –Царствию Небесному.
Аминь.
Фото: Зоя Казьмина
(41)



























Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.