Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях

24 июля Святая Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, которая первой из правителей Руси официально приняла христианство и была фактически признана Церковью святой задолго до официальной канонизации в середине XVI века. Ольга (Хельга, Вольга, что в переводе с варяжского означало «святая») принадлежала к роду князей Изборских – одной из обедневших древнерусских княжеских династий.

Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что с будущим супругом она впервые встретилась именно здесь. Молодой князь охотился «в области Псковской».

Желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Однако в приставшей к берегу лодке князь обнаружил девушку удивительной красоты.

Когда пришло время выбирать невесту, он вспомнил «дивную в девицах» и послал за ней своего сродника князя Олега (Вещего). Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

Долгое время у супругов не было детей. Усиленные жертвы богам не дали результата.  В связи с этим княгиня разочаровалась в язычестве, и стала молиться христианскому Богу. Спустя 24 года супружеской жизни, в 942 году, у Ольги и Игоря родился сын – Святослав.

После того, как в 945 году князь Игорь был жестоко убит древлянами, Ольга стала княжить на Руси – Святославу на тот момент был всего 3 года. Будучи верной и любящей супругой, а также желая показать свое могущество, Ольга несколько раз жестоко отомстила древлянам за убийство мужа.

В историю великая княгиня Ольга вошла как одна из создательниц русской государственности.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов». При этом Ольга, милосердная душой, была щедра к нищим, убогим и малоимущим.

Мудрая правительница Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно решать лишь государственные и хозяйственные задачи. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Поручив Киев подросшему сыну, великая княгиня отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», которое соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси.

В Константинополе Ольга принимает крещение с именем Елена. Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Вернувшись в Киев с иконами, богослужебными книгами, она встала на путь апостольского служения.

Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира, который продолжил ее дело.

Ольга ревностно и уверено несла своё христианское благовестие язычникам. Именно Ольга впервые стала воздвигать христианские храмы на русской земле: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда, Святой Софии в Киеве, над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм Святой и Живоначальной Троицы во Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» — на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена  по христианскому обряду.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который только подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

 

(25)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели