Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господне. Фреска Александро-Невского кафедрального собора
19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — одно из самых таинственных новозаветных событий, описанное тремя евангелистами: Матфеем (17:1-6), Марком (9:1-8) и Лукой (9:28-36).
В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, в преддверии грядущих страданий Господь начал открывать ученикам, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22).
Желая облегчить скорбь учеников, Иисус обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).
Спустя шесть дней Господь, взяв с Собой трех учеников – Петра и братьев Зеведеевых Иакова и Иоанна, взошел с ними на вершину высокой горы (по преданию — горы Фавор) помолиться.
Во время молитвы Иисус Христос преобразился: «… вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Он преображается, изменяется внешне настолько, что апостолы, не в силах вынести сияющего света, падают ниц в священном трепете.
Рядом с Христом они видят великих пророков Моисея и Илию, которые беседуют с Ним о предстоящих страданиях. На горе Фавор ученикам Иисуса открылось духовное зрение: озаренные необычайным светом апостолы испытали такое блаженство, какого они до тех пор не знали…
Петр, пребывая в этом дивном состоянии, обращается к Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).
Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения. Наверное, апостолу Петру и другим свидетелями этого события не хотелось спускаться с горы, они хотели бы там остаться. Но волей Божией им нужно было вернуться к реальной земной жизни, которую должен пройти каждый человек
Преображение буквально переводится с греческого как «превращение в другой вид» или «изменение формы».
«Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Переизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролился на тело, одежду и просиял в лице», — писал святитель Филарет Московский.
Так, в преддверии своих страданий распятия и воскресения, Христос готовил учеников к пониманию истинного смысла событий, свидетелями и участниками которых им вскоре предстояло стать. Они, хотя и считали Его Мессией, все еще жили общееврейской надеждой, что Он станет земным царем Израиля, и меньше всего думали тогда об избавлении людей от греха и смерти и даровании им жизни вечной. В Преображении Господь показал людям то новое благодатное состояние, которое обретет мир с Его Воскресением.
Преображение Господне — самый поздний по времени установления из двунадесятых Господских праздников. Условна даже сама его дата: согласно евангельской истории, событие Преображения открывало путь Христа в Иерусалим на добровольные страдания за жизнь мира, то есть Преображение состоялось вовсе не летом, а весной.
На «святой горе» (2Пет.1:18) апостолы Петр, Иаков и Иоанн услышали голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...» — это те же слова, что прозвучали при Крещении Христа на Иордане. Так что Преображение, находясь между Крещением и Страстями Спасителя, связывает их воедино.
Но предпасхальный Великий пост с его покаянным настроем плохо сочетался с внутренним смыслом праздника Преображения, и отсчет решено было вести от праздника Воздвижения Креста Господня (27 сентября), так же посвященного воспоминанию страстей Христовых. За сорок дней до него – 19 августа – и был установлен день праздника. Начали праздновать Преображение Господне в Палестине – в IV веке, когда мать императора Константина Великого императрица Елена построила на месте события, на горе Фавор, Преображенскую церковь.
Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете – одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется Богом.
Путем осознания своих поступков, покаяния, освобождения от греховной нечистоты человек может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света и состоит, по христианскому учению, духовный смысл человеческой жизни.
Само слово «преображение» в обычном его употреблении несет в себе надежду на что-то лучшее, более совершенное, высокое, особенно если это касается человеческой личности или общества.
Обычай освящать в этот день «начатки плодов» восходит к Ветхому Завету, когда, по Закону Моисееву – «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх.23:19) – в Иерусалимский Храм в знак благодарности Богу приносили плоды нового урожая: злаки и виноград.
Первые христиане жертвовали их для совершения таинства Евхаристии. Но в дальнейшем освящение плодов в праздник Преображения обрело новый смысл. В Преображении Господь показал людям то новое благодатное состояние, которое обретет мир с Воскресением Христа.
В Иерусалиме на Преображение, естественно, освящали виноград. А на Руси, в более северных широтах, его заменили яблоки. Отсюда и народное название праздника – Яблочный Спас.
После торжественной Литургии в храмах совершается водосвятный молебен с окроплением плодов.
(49)

Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.