Приветствие митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора организаторам и участникам Межрегионального форума «Семья – основа мира»

28 ноября в Волгограде прошел II Межрегиональный форум по укреплению традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей «Семья — основа мира». Глава Волгоградской митрополии митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор направил в адрес организаторов и участников обращение.

Добрый день дорогие друзья, представители исполнительной и законодательной власти, педагогического сообщества, студенчества.

Сердечно приветствую вас на этом важном мероприятии, призванном стать  площадкой для обсуждения стратегически важных вопросов. Надеюсь, совместная работа поможет нам сформировать гражданскую позицию и даст импульс к воплощению в жизнь проектов, направленных на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Одной из главной среди них, если не главнейшей, согласно судьбоносному Указу Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 года, является крепкая семья.

Семья — это первый, Богом созданный институт, социальный институт, начало, фундамент и основа общества. «И сказал Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». (Быт.1, 26). В этом смысле первая семья Адама и Евы является основанием мировой цивилизации, колыбелью всего человечества. Как писал великий русский философ Иван Ильин: «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз… Человек(…) призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью… здесь он должен научиться первым совестным движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения — родине и государству».  Всякая жизнь разумного существа по замыслу Творца должна зарождаться в семье от любящих родителей. Это естественно нашей природе. Нарушение этого закона ведет к искажению всей социальной системы человеческого общества. Каиниты были второй семьей на земле, они отделились от своих благочестивых родителей и начали строить свою жизнь параллельно им и независимо от Создателя, без Его помощи, без Его законов. Именно в этой семье зародился технический прогресс как средство достижения желаемого без Бога. Вместо природной божественной экосистемы они начали создавать свою техногенную систему, не построенную на гармонии с окружающим миром.

Можно следующим образом выразить две противоположные парадигмы познания мира первыми людьми. Идею адамитов и сифитов можно выразить словами отца педагогики семнадцатого века Яна Амоса Коменского: Человеческий ум способен познавать мир и законы природы, если он удерживается в законе Божием – «…Данное нам свыше значение чисел, мер и весов. Ибо после того, как Бог-Творец все в мире устроил согласно числу, мере и весу (как написано в книге Премудрости Соломона), те же самые числа, меры и весы Он вложил в Свой образ – ум человеческий, чтобы человек был в состоянии познавать то, с чем сталкивается, посредством исчисления, измерения и взвешивания».  Логику каинитов вполне выразил один из родоначальников английского материализма, философ Френсис Бэкон. Думаю, все помнят его крылатое выражение: «Знание – сила». Но этой силой наука Нового времени предлагает пользоваться без должного уважения к Творцу и окружающей нас природе, вероломно и даже с насилием вторгаясь в ее законы и подчиняя их человеческой воле. Известно его выражение о том, что надо не ждать милостей от природы, а взять их силой»… На место Бога встает  сила и могущество учёного, которые дают ему власть над природой. Стремление к власти – истинная цель науки. Вот как пишет об этом Бэкон: «Власть науки намного выше, чем власть над волей человека… Ведь она господствует над рассудком, верой и даже над самим разумом, который является важнейшей частью души и управляет самой волей». С помощью науки можно извратить природу самого человека и, более того, узаконить это извращение. Если раньше считалось законным то, что нравственно, и нравственный закон лежал в основе социального и государственного законотворчества, то сегодня мы видим, как юридизм документа может диктовать духовно-нравственную повестку: что законно, то и нравственно. Стоит взглянуть на течение чайлд фри, свободы сексуальных меньшинств и гендерного права – в Европе уже без согласия родителей ребенку можно сменить пол в любом возрасте и сколько угодно раз, не говоря уже про легализованное убийство нерожденных детей, фетальную терапию, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и пр.

Однако современным каинитам мало разрушить социальную основу общества – семью, нужно исказить образ Божий в человеке, саму природу человека, но, как водится, дать оригинальное, никому непонятное название. Например, трансгуманизм. Что это такое? Изменение человеческой природы с помощью современных технологий. Безусловно, в первую очередь речь идет о лечении сложных заболеваний, но ученые не могут удержаться от соблазна самим стать в роли Творца, стать богом без Бога. Сегодня, чтобы создать человека, уже не нужна семья. Современная наука способна заменить материнское лоно искусственным инкубатором, где можно не только регулировать время «вынашивания», но корректировать качества будущего человека, используя генномодифицированный продукт и технологии геномно-генетического редактирования. Это вид генной инженерии, при котором ДНК вставляется, удаляется, модифицируется или заменяется в геноме живого организма. То есть, добавляя ген того или иного животного или растения, можно значительно увеличить прочность костного скелета и кожи, улучшить зрение в ночное время, повысить те или иные качества: агрессивность или пассивность, снизить порог болевой чувствительности и так далее. Можно создавать идеального повара, водителя, солдата, кого угодно. Но как это будет проявляться в дальнейших поколениях людей, никто не знает. Фантастика про мутантов скоро может стать нашей реальностью. Смогут ли эти новые люди, и захотят ли они создавать семью, рожать детей, воспитывать их? Вопрос даже в другом. Что это будет за народ, и что это будет за страна, как долго она просуществует? Понятно, что мы сейчас говорим отвлеченно, не имея в виду никакое конкретное государство, но понимая, что это так или иначе может коснуться каждого. А если не будет семьи, весь мир погибнет. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл: «Общество состоит не из личностей, а из семей. Если разрушить семью, то мир останется без будущего».

Второй институт, созданный Богом – это святая Церковь, где Христос ее основатель: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Церковь как Тело Христово принципиально отличается от всех земных обществ и организаций: «Царство Мое, – сказал Спаситель, – не от мира сего» (Ин.18:36). При этом мы не только дети Его и члены Его Тела, «уды от части» (1Кор. 12:27), – как говорит апостол Павел. Выделяя особое значение семьи, апостол говорит, что семья – это малая церковь, где глава семьи – муж – сравнивается со Христом, а жена с Церковью (Ср. Еф.5:23). В этом смысле семья есть не только основа общества и государства, но и носительница иного мира, мира Христова, как Он и Сам сказал по Своем воскресении: «Мир Мой даю вам..» (Ин.14:27). Мир благодатной любви, мир согласия и взаимопонимания, мир доверия и созидания, как отсвет Небесного Царства, Царства, которое внутри нас есть. Это Царство миротворцев, чистых сердцем, которые видят Бога в каждом ближнем и поэтому не завидуют, не мыслят зла, не радуются о неправде, а радуются о истине (Ср. 1Кор.13.4-13.6). Сердечный мир экстраполируется на все сферы жизнедеятельности человека и, закладываясь в семье, передается из поколения в поколение: «Я Господь, Бог твой… творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20.2,20.6). Именно в сердце формируется добро и зло, ибо от сердца человеческого исходят помышления благая и злая (Ср. Мк.7:21). Эти помышления формируют атмосферу в семье, обществе, государстве и мире в целом. Когда наши предки жили благочестиво, создавали семьи, рожали детей для Царства Небесного, а не для земных удовольствий и соблазнов, ходили перед Богом как Адам, Сиф и Енох, то и Русь называли святой. Когда русский народ утрачивал мир сердечный, грешил, то приходил враг и приносил войну и скорбь. И когда каялись русские люди, Бог восстанавливал мир в душах, давал победу на врага и долгожданное политическое спокойствие. Неслучайно святитель Николай Сербский писал: «Мир без Бога есть колыбель войны». Подобное произошло в середине двадцатого века, когда сатанинская гордость фашизма, вооруженная последними достижениями технического прогресса подняла свой железный сапог на священную нашу Родину. Рузвельт, когда выступал на заседании конгресса с докладом об участии в Ялтинской конференции 1945 года, после визита в практически разрушенный немцами Севастополь и восстановленную к международной встрече гостеприимную Ялту, сказал: «Я видел Севастополь и Ялту! И я знаю, что на земле не могут существовать одновременно германский милитаризм и христианское приличие». Если уж в те советские годы Россия славилась, как выразился политик, христианским приличием, то неужели сегодня мы дерзнем его потерять? С чего же начинается христианское приличие, христианское благочестие? С исполнения заповедей Божиих. С почитания родителей и старших, с создания крепкой многодетной семьи, с воспитания детей, с передачи жизненного опыта из поколения в поколение. Когда общество сформирует эти традиционные ценности не на бумаге, а в реальной жизни, тогда семья будет основой и хранительницей мира в планетарном, политическом и духовном отношении.

Закончу свое выступление отрывком стихотворения Олега Малышенко «Родники»:

…Покоен будь в часы скорбей и битв,

война идёт и за окном и в сердце,

но крепкий щит твоих земных молитв,

спасёт от зла жестоких иноверцев,

храни семью, в ней жизни родники,

питающие вечный корень рода,

они начало той большой реки,

в которой сила твоего народа.

Благодарю за внимание!

(21)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели