Святой благоверный великий князь Александр Невский родился в 1221 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать святого Александра, Феодосия Мстиславна, была дочерью Мстислава Удалого (Удатного). В 1227 г. князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.

Начиналось очень трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

Святой князь Александр Невский за 42 года своей земной жизни успел создать мощный задел на дальнейшее возрождение Русского государства. Главной целью его жизни было стремление любой ценой обеспечить физическое и духовное выживание родной страны. Почитание святого Александра Невского в пределах Волгоградской епархии связано, прежде всего, с тем фактом, что при его личном участии в 1261 году Киевский митрополит Кирилл II учредил Сарайскую епархию.

Верующие Волгоградской земли особо почитают святого князя как небесного заступника Волго-Донской земли.

Дни памяти: 12 июня, 12 сентября, 6 декабря

Сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича, ставший великим русским святым Александром Невским, неоднократно пребывал при дворе сначала Батыя, а затем Берке. В Волго-Донском крае бытует легенда, что проезжавший здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через реку Иловлю. Сейчас в этом месте на северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой, или Святой могилой, а возле него бьёт родник.

Святой благоверный князь Александр Невский. Икона. Вторая треть XIX века

«Там, где ныне расположено село Каменный Брод, через реку Иловлю существовал естественный брод, которым пользовались народы и племена былых времён. Обычно с наступлением весны, следом за оттепелью, из южных краёв шли со стадами скота кочевники к броду, чтобы до разлива Иловли перейти на её правый берег, в степные просторы Донского водораздела. С лета 1236 года брод на реке Иловля стал именоваться Каменным. Но только с 1242 года он стал самым бойким местом. Продолжалось это до сентября 1380 года. 140 лет в летний период брод ежедневно приводился в надлежащий вид, создавались условия для перехода через него. Несколько сот рабов хана Батыя, взятых в плен на Руси, обновляли дно и подходы к броду. Каверзная река Иловля с болотистой поймой, илистым дном, крутыми берегами, заросшими дубовым лесом, полноводная и быстрая течением, в сочетании с Приволжской возвышенностью являлась серьезным естественным препятствием для воинственных кочевников с их многочисленными табунами лошадей и другого скота». Перед Каменным Бродом Александра Невского задержали сторожевые посты Золотой Орды. Несколько дней Александр ждал. При этом возможности пообщаться с невольниками у него не было. Строгая изоляция рабов брода глубоко запала в душу князя.

Точная дата первой поездки его в Орду в разных летописях отлична. Летописцы вообще часто приводят отличающиеся друг от друга даты одних и тех же событий. Это происходит из-за того, что летописные своды обычно содержат смесь мартовского и ультрамартовского стилей. На Руси использовалось несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте. Также разногласия в датировке происходят, вероятно, из-за длительности поездок в Орду и проживания там.

Каждый летописец также приводит свое число поездок князя Александра в Орду. Новгородская IV летопись говорит всего о трех: 1242 г. (6750 г. от Сотворения мира), 1246 (6754) и 1262 (6770). Новгородская I летопись старшего извода упоминает еще о его приезде из Орды в 1250 (6758). А Лаврентьевская сообщает о поездках в 1245 (6753), 1247 (6755), 1252 (6760), 1257 (6765), 1258 (6766).

«С юного возраста и с младых ногтей] был он научен всякому благому делу
благочестивым отцом своим, богомудрым и державным Ярославом Всеволодовичем,
и святой матерью своей, боголюбивой великой княгиней Феодосией, нареченной
в иночестве Ефросинией. Ими был он воспитан в добрых наставлениях, и так
вселился в его сердце страх Божий соблюдать заповеди Господни и творить их во
всем, ибо очень почитал он священничество и монашество». Страница из Жития
св. Александра Невского в составе Лицевого летописного свода XVI века. Рукопись.
Государственный исторический музей. Москва. Источник: http://andcvet.narod.ru

Так, в Новгородской четвертой летописи отмечено под 1241-1242 годом: «В лето 6750. Иде Александр к Батыю царю, а Олег Рязаньский к Канови (Кановичами на Руси называли столицу великих ханов Каракорум в Монголии) иде. И пришед Александр
от Батыя, и поиде с братом Андреем, с Низовцы и с Новгородци, изгонною ратью, на Немци к Пскову…». В Псковской первой летописи также говорится: «В лето 6749 пришед Александр от Батыя, поиде с братомъ Андреемъ и с Низовцы ко Пскову…». Неизвестно, встретился ли князь Александр с Батыем в это время, так как осенью 1241 г. и зимой 1241-1242 г.г. Батый пребывал не в своей ставке на Волге, а в Польше и Венгрии. Вернулся он, вероятно, не ранее лета или осени 1242 года. Но даже в отсутствии Батыя князь Александр, вероятно, смог установить нормальные взаимоотношения с ордынской бюрократией. Судя по всему, он был первым русским князем, посетившим Орду.

Большинство современных исследователей (В.В. Похлебкин, В.Л. Егоров, А.А. Горский, Ф.Ф. Шахмагонов и другие) вообще не упоминают эту поездку или не указывают точные даты. Вторая поездка Александра в Орду, по данным Новгородской IV летописи, состоялась в 1246-1247 гг.: «В лето 6754. Езди Александр другое к Батыю, и Батый отпусти его на Русь с честию». Приезд нескольких князей в Орду связан с гибелью великого князя Владимирского Михаила Ярославича. Святослав Всеволодович надеялся вернуть великое княжение, но ярлык получил Андрей Ярославич – брат Александра Невского.

Лаврентьевская же летопись указывает, что «В лето 6753 (1245 г.). Того же лета великый князь Ярослав, и с своею братьею и с сыновци, поеха в Татары к Батыеви». Но в Орде судьбу русского трона решить не удалось. Пришлось братьям, как и отцу, отправиться в далекий Каракорум, столицу тогдашней Монголии к сыну Чингисхана Мангухану. Два года отняла эта поездка. Монгольская ханша Огуль-Гамиш, милостиво приняв русичей, поставила Александра киевским князем, а Андрея — владимирским. Титул Александра был почетным, но ничего не содержащим за собой: Киев лежал в руинах после татарского нашествия. Поэтому он возвращается в Новгород. Далее Лаврентьевская летопись отмечает: «В лето 6755 (1247 г.). Того же лета поеха Андрей князь Ярославич в Татары к Батыеви, и Олександр князь поеха по брате же к Батыеви; Батый же почтив его, и посла я к Кановичем».

По сообщению Новгород ской первой летописи старшего извода (Синодальный список): «В лето 6758 (1250 г.). Приеха князь Олександр из Орды, и бысть радость велика в Новегороде».

«Хотя и почтен был от Бога честью земного царства и был женат и имел
детей, но смиренную мудрость стяжал больше всех людей. Был же он ростом очень
высок, красотою лица был подобен Иосифу Прекрасному, сила же его была частью от
силы Самсона, голос его звучал как труба в народе». Страница из Жития святого
Александра Невского в составе Лицевого летописного свода XVI века. Рукопись.
Государственный исторический музей. Москва. Источник: http://andcvet.narod.ru

Следующий раз ему пришлось ехать в Орду в 1252 г. Лаврентьевская летопись извещает об этом: «В лето 6760 (1252 г.). Иде Олександр князь Новгородскый Ярославич в Татары; и отпустиша и честью великою, давшее ему старейшинство во всей братьи его». Александр Невский тогда ездил на Дон к сыну Батыя Сартаку с жалобой на брата Андрея.

Татары по навету родного дяди Святослава напали на Андрея, разгромили его дружину. Сам он едва успел сбежать в Швецию. Александр решил остановить волну татарского насилия и выехал в наши поволжские степи для встречи с ордынскими правителями. В жаркие июньские и июльские дни пребывает он в Сарае. Батый к тому времени уже состарился, фактически правил Ордой его сын Сартак. Он выдал Александру Ярославичу ярлык на владимирский трон. Торжественно встретил его во Владимире митрополит Кирилл, с которым у Александра складываются дружеские отношения. Началось одиннадцатилетнее правление нового великого князя.

Мужество и героизм великого русского князя вызывали уважение и даже страх у татар. Как сказано в одной из старинных книг: «Жены моавитянские (т.е. татарки. – Авт.) его именем устрашали детей: «Смолкните, вот идёт князь Александр!»

Через несколько лет снова прибыл Александр Невский в наши края. Батый умер, Сартак, с которым у русского князя, кажется, сложились неплохие отношения, был задушен родным дядей Берке, который стал ордынским правителем. Его наместник Улагчи, которого тоже именовали ханом, решил провести перепись подвластного русского населения, чтобы увеличить сбор дани. Под 6765 (1257 г.) и 6766 (1258 г.) в Лаврентьевской летописи читаются сходные известия о поездке в Орду русских князей во главе с великим князем Александром – «чтить» хана Улагчи: «В лето 6765. Поехаша князи в Татары, Александр, Андрей, Борис; чтивше Улавчея, приехаша в свою отчину». Затем летописец сообщил: «В лето 6766. … Того же лета поидоша князи в Татары, Олександр, Андрей, Борис, Ярослав Тверский; чтившее Улавчия и вся воеводы, и отпущении быша в свою отчину. … Тое же зимы приехаша численици, исчетоша всю землю Суждальскую, и Рязаньскую, и Мюромскую, … толико не чтоша игуменов, черньцов, попов, крилошан, кто зрит на святую Богородицю и на владыку». Хотя эта поездка не принесла желаемого результата, перепись не была отменена, всё же проводилась она не в самом жёстком режиме. Прошли переговоры и о других вопросах сосуществования Руси и Орды.

На Руси было неспокойно, и великий князь взял на себя тяжелое бремя улаживания отношений с ордынцами. Помимо полководческого дара он обладал замечательными дипломатическими талантами. Где твердостью позиции, где подарками, где умело построенной логикой изложения, Александр смог смягчить условия переписи, настроил Улагчи на относительно доброжелательное отношение к себе и своим подчиненным. Отметим, что при переписи золотоордынцы не учитывали священнослужителей, т.е. не облагали их данью.

Обстоятельства возникновения Сарайской епархии до сих пор остаются неизвестны. В научном мире имелись споры о том, кто был инициатором создания – хан, Киевский митрополит Кирилл III или даже константинопольский Патриарх. Возможно, князь Александр имел отношение к открытию в Орде православной епископии, так как владыка Кирилл III активно поддерживал его политику в отношении Орды. В Лаврентьевской летописи сообщается: «В лето 6768. В лето 6769. Того же лета постави митрополит епископа Митрофана Сараю».

Священники постоянно сопровождали русские посольства в Орду, но число русичей, длительное время, а то и постоянно живущих в Сарае, все увеличивалось, нужен был руководитель пастырей для христиан. И вот, как отмечал митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков): «… митрополит Кирилл исходатайствовал у хана позволение основать в самом Сарае православную епархию и в 1261 г. поставил туда первого епископа Митрофана, подчинив ему и древнюю епархию Переяславскую». Именно он через год встречал Александра Невского, который в последний раз прибыл к ордынцам.

Новгородская четвертая летопись говорит об этом так: «В лето 6770 (1262 г.). Поиде князь Александр третьее в орду». На этот раз причиной поездки снова был непомерный груз поборов: татары передали право собирать с Руси дань хивинским купцам, которые в погоне за прибылью выколачивали деньги с неимоверной жестокостью, установили грабительские проценты за несвоевременную уплату. Начались массовые волнения, а Берке стал готовить поход на русские княжества. Александр знал, что Русь еще не готова к отпору татарам, поэтому он собрал свою волю, подготовил богатые подарки и под зиму отправился на Нижнюю Волгу к разгневанному и амбициозному правителю.

Берке требовал также, чтобы в его войско срочно были набраны русские рекруты. Он намеревался воевать с иранским ханом Хулагу, но собственных сил для похода не хватало. Почти год пришлось пробыть Александру на берегах Ахтубы в ордынской столице. Регулярно посещал великий князь православный храм, где архиерей вел богослужения, молясь о земле Русской и людях православных. В конце концов хан Берке отменил свое уже объявленное решение о походе на непокорные русские
княжества и отказался от набора рекрутов с Руси.

Но все волнения и жестокие испытания, постоянно обрушивавшиеся на Александра Невского, подточили могучего некогда правителя. В конце лета 1263 года занемогший великий князь покинул Сарай и отправился по Волге домой. Александр смог доехать только до небольшого Городца, где, чувствуя приближение смерти, он в местном Фёдоровском монастыре святой
Богородицы постригся в монахи и с новым именем Алексей 14 ноября 1263 года в возрасте всего 43 лет скончался. Митрополит Кирилл, узнав о смерти благоверного князя, сказал: «Закатилось солнце земли Русской!» «Земля стонала от вопля и рыданий», — пишет русский летописец. И вместе с остальными русичами плакали о своем великом защитнике и православные люди Сарая и окрестных мест.

Суммируя сведения летописей получается, что князь Александр побывал в Орде девять раз. Конечно, учитывая вышеперечисленные особенности русского летописания, представляется возможным говорить не менее чем о семи поездках. В итоге представляется, что будущий святой провел на Нижней Волге немалую часть своей жизни.

Филипп Москвитин. «Перенесение мощей святого благоверного князя Александра
Невского Петром I в Санкт-Петербург»

Похоронен Александр был во Владимирском Рождественском монастыре, считавшемся до 1561 года первой монашеской обителью, «великой архимандритьей» всей Руси. Здесь же началось его почитание, совершились первые посмертные чудеса. Церковным
собором 1547 года благоверного князя канонизировали, днём памяти было установлено 23 ноября/ 6 декабря — день погребения.
В 1724 году было установлено 30 августа /12 сентября празднование перенесения мощей святого в Санкт-Петербург, где была
основана Александро-Невская лавра. Поминается благоверный князь Александр также 23 мая/5 июня в составе Собора ростово-ярославских святых, так как он родился в Переславе-Залесском. Даст Бог, будет установлен день памяти сарайско-царицынских святых, и тогда мы ещё раз помянём имя великого русского полководца и мудрого правителя, навеки освятившего своим пребыванием нашу землю.

С 1269 года следующий после владыки Митрофана епископ Феогност стал носить титул Переяславского и Сарайского (имеется в виду Переяславль Русский недалеко от Киева). С 1291 года епархия носит название Сарайской и Подонской. Из-за немногочисленности населения, оставшегося после татарского нашествия, сарайские архиереи стали «претендовать на селения
в пределах Рязанского княжества, расположенные по Дону, Вороне, Хопру и Червленому Яру (территория между Доном и Хопром — С.И.). Рязанские архиереи отстаивали свои права, что привело к затяжному конфликту, продолжавшемуся до середины XIV в. Митрополит Киевский Феогност присудил церковное управление спорными землями Сарайскому владыке Афанасию, что привело к изменению титула последнего, ставшего именоваться Сарайским и Подонским. Хотя вскоре селения были возвращены рязанским епископам, титул в таком виде сохранялся до 1764 г.»

В конце XIV века многие ордынские города были разгромлены Тимуром (Тамерланом) и запустели. Епископ Сарский и Подонский Вассиан (1454-1466 гг.) перевел кафедру в Москву на Крутицкое подворье, где ранее останавливались сарайские владыки при своих поездках. Пока еще они формально именуются Сарскими и Подонскими, но дела далекого Поволжья и Подонья все меньше и меньше заботят их.

Крутицкие епископы всё больше вникали в общероссийские проблемы, становились иногда видными иерархами Русской Православной Церкви. Так, при утверждении Патриаршества в России в 1589 году на соборе присутствовал митрополит Сарский и Подонский Геласий, который вряд ли посещал когда-либо территорию, упомянутую в его титуле. В середине XVIII века один из крутицких архиереев даже управлял Московской кафедрой. Митрополит Сарский, Подонский и Козельский Павел III трижды был Местоблюстителем Патриаршего престола вплоть до своей кончины.

Постепенно статус кафедры понизился, с 1722 года на ней правил архиепископ, а с 1742 года – епископ. Вскоре из названия епархии были убраны давно уже неактуальные Сарай и Подонье, и с 1764 года епископ стал называться Крутицким и Можайским. В 1788 году епархию упразднили с присоединением к Московской епархии. Титул митрополита Крутицкого был восстановлен в 1918 году
для Патриаршего наместника. С 1947 года епархия носит современное название — Крутицкая и Коломенская.

С.М. Иванов,
сотрудник отдела по
взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Волгоградской епархии, кандидат
философских наук

 

(160)