Христос раждается прежде падший воскресити образ
Оригинал: http://www.eparhia-saratov.ru/
Приближается Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Что ждет нас в храмах? О рождественском богослужении рассказывает наш постоянный собеседник — заведующий кафедрой библеистики СПДС, автор учебного пособия для семинарий «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин.
— К Рождеству, как и к Пасхе, Церковь готовит нас загодя. А как, какими словами, песнопениями?
— Прежде всего, нас подготавливает к Рождеству «малая четыредесятница» — Рождественский пост, который длится сорок дней. Начиная с 4 декабря, с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утрене во все воскресные и праздничные дни поется катавасия «Христос раждается, славите…» — это ирмос первого канона Рождества. В протяжении поста есть три дня, в которые поются стихиры предпразднства: 13 декабря, в день памяти апостола Андрея Первозванного, 19 декабря — святителя Николая и 30 декабря — пророка Даниила и трех отроков в пещи огненной. Эти стихиры светлы и трогательны, они говорят о великой, непостижимой разуму тайне Боговоплощения, о благоговейном трепете Марии:
«Како Тя Сына Моего нареку, Раба Твоя ныне сущи? (как я назову Тебя Сыном, будучи Твоей рабой?) Пою, благословлю Тя, подающаго миру велию милость…». Мария обращается к пришедшим волхвам, которые «странен исход и шествие сотвористе и к странствовавшему свыше и странно в Мя Всельшемуся, яко весть(как знает Он Сам), со тщанием приидосте Тому поклонитися, дарующему миру велию милость». Затем Она обращается к Сыну и сообщает Ему: «Дары Тебе приносяще, Сыне, царие приидоша восточнии, Царя Тя уведевше родитися (узнав, что родился Ты — Царь) ливан, и смирну, и злато, и се стоят пред дверьми. Сим повели видети Тя, Младенца, на руку Моею (на руках Моих) держима, древняго Адама старейша».
Это первоначальный период нашего приготовления к празднику. Следующая ступень — это два воскресных дня перед праздником, неделя святых праотец и неделя святых отец. Обе эти недели посвящены праведникам Ветхого Завета, тем людям, которые были предками Спасителя по Его Человечеству, и тем, которые возвестили, прообразовали собой пришествие Христово. Мы вспоминаем «Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака, Иакова, по законе Моисея, Аарона, Иисуса (Навина), Самуила и Давида…». Перечень праведников и пророков Ветхого Завета кончается именем Предтечи Христа — Иоанна Крестителя.
Особым образом мы в каждую из двух недель вспоминаем пророка Даниила и трех отроков: Ананию, Мисаила и Азарию (по-халдейски Седраха, Мисаха и Авденаго), которые были брошены в огненную печь за отказ поклониться истукану — «телу златому», но остались невредимы, даже одежда их не была опалена, потому что Ангел, посланный Богом, сделал так, чтобы посреди печи был как бы шумящий влажный ветер(Дан. 3, 50). Это считается прообразованием чудесного зачатия Приснодевой Спасителя: Она приняла в Себя воплотившееся Слово неопально, так говорится во многих молитвословиях к Богородице.
— Теперь о предпразднстве Рождества…
— Оно продолжается пять дней — со второго по шестое января. Это самое продолжительное из всех предпразднств церковных праздников.
Самая яркая особенность богослужения препразднства — то, что на малых повечериях (повечерие с каноном совершается вечером, после вечерни, перед утреней) поются каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы. Например, 2 января (20 декабря) мы слышим два канона — трипеснец по образцу Великого Понедельника и двупеснец по образцу Великого Вторника. 3 января (21 декабря) — трипеснец по образцу Великой Среды. 4 января — полный канон по образцу Великого Четверга. 5 января — трипеснец по образцу Великой Пятницы. Совпадает количество песней канона, тропарей, тексты повторяют друг друга, но слова, говорящие о Страстях Христовых, в канонах предрождественских повечерий заменены словами, говорящими о Его Рождестве. Церковные песнописцы стремились сделать предпразднство Рождества Христова аналогичным Страстной седмице.
— Почему же так? Рождество и Пасха — казалось бы, такие разные, такие далекие друг от друга праздники.
— В богослужении нет ничего случайного. Сейчас мы перейдем непосредственно к текстам и увидим богословский смысл этого сходства. В Великую Пятницу (за день до Пасхи!) Церковь поет: «К Тебе утренюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей безстрастно приклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче». А за день до Рождества, 5 января — «К Тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно, и зрак раба от Девы носившему, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче». «Милосердие» и «благоутробие» — разные переводы одного и того же греческого слова. Ради милосердия, ради любви к падшему человеку Бог истощает себя и до рождения в «зраке раба», и до смерти крестной. Мы видим здесь не отдаленность, не различие, а единство двух праздников. Как писал протопресвитер Фома Хопко, «Младенец Иисус лежал в пещере в царствование императора Августа, чтобы лежать во гробе при Понтие Пилате».
— Что происходит в храме накануне Рождества?
— 6 января — особый день, рождественский сочельник, или Навечерие (с ударением на первом слоге) Рождества. Утром этого дня совершается довольно продолжительная служба — Великие часы и изобразительны. Изобразительны — это краткое богослужение, которое совершается именно тогда, когда по Уставу утром не совершается Литургия. Изобразительны как бы изображают ее. На Великих часах читаются особые псалмы — мессианские, то есть те, в которых есть какието указания на Боговоплощение, на Рождество Христа. Например, псалом 44-й — Красен добротою паче сынов человеческих; 109-й — Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене… 131-й — Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. На каждом часе читается паремия, Апостол и Евангелие.
Напомним, что паремии — это фрагменты текстов Ветхого Завета, прообразовательных по отношению к празднуемому новозаветному событию либо прямо предвещающих его. Например, на первом часе читаются стихи из книги пророка Михея (5, 2), указывающие на Вифлеем как на место рождения Спасителя: И ты, Вифлеем (…) из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкой в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. А паремия из книги пророка Исаии, читаемая на шестом часе, прямо говорит о рождении Спасителя от Девы. Еще одну паремию из Исаии (9, 6–7) мы услышим на девятом часе, именно здесь звучит длинное многосоставное имя Мессии — велика совета Ангел, чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века.
Евангелия выстроены так, что они восстанавливают хронологию Рождества. На первом часе — Евангелие от Матфея, сомнение Иосифа и Рождество Спасителя. На третьем часе — Евангелие от Луки, перепись населения при кесаре Августе, рождение Богомладенца, поклонение пастухов и славословие Ангелов; шестой час — вновь Евангелие от Матфея, поклонение волхвов; девятый час — преследование Ирода и бегство в Египет, это так же Евангелие от Матфея. Великие часы — это, по сути, уже богослужение самого праздника.
На каждом часе звучит тропарь, напоминающий нам о переписи, в которую была внесена непраздная Мария, считавшаяся женой Иосифа: «Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ».
На каждом часе мы слышим стихиры, говорящие о событиях Рождества, например, на девятом — «Днесь раждается от Девы, рукою всю содержай тварь, пеленами якоже земен (как земной) повивается». Она аналогична стихире Великой Пятницы — «Днесь висит на древе иже на водах землю повесивый», и это еще раз напоминает нам о неслучайной связи, перекличке между богослужениями предрождественскими и предпасхальными.
— Но ведь еще и Апостол читается на Великих часах. О чем напоминают фрагменты Павловых посланий?
— О последствии Боговоплощения — нашем спасении. На первом часе читаются начальные стихи Послания к Евреям (1, 1–2)— о том, что Бог, многократно и многобразно говоривший издревле отцам в пророках — перейдем на церковнославянский, ведь именно он звучит в храме — в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи Наследника всем. А немного позже мы услышим стихи из Послания к Галатам (3, 26–27): Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе; елицы бо во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Еще раз мы услышим эти слова уже во время рождественской Литургии, совершаемой, как правило, ночью. Только их будут уже не читать, а петь вместо Трисвятого. И это напомнит нам о том, что в древней Церкви на Рождество, как и на Пасху, совершалось крещение оглашенных.
После Великих часов совершается вечерня в соединении с Литургией Василия Великого: по Уставу она должна совершаться после полудня (почему и читаются изобразительны), но на практике она, как правило, утром. На вечерне читается восемь паремий: они отчасти повторяют паремии, которые мы слышали на Великих часах. Но именно на вечерне мы слышим паремию из книги Чисел (24, 17) — песнь волхва Валаама, благословляющего Израиль: Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и вспоминаем ту звезду, которая вела волхвов с востока, потомков Валаама, к вифлеемскому вертепу (см.: Мф. 2, 2). Так Великие часы и вечерня кануна Рождества помогают нам понять единство Священной истории, увидеть ветхозаветные корни евангельских событий. Мы одновременно вспоминаем и пророчество, и уже совершившееся событие.
(65)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.