Проблему неоязычества обсудили представители администрации Волгоградской области и миссионеры
24 апреля 2018 года на Богоявленском приходе представители Волгоградской епархии и областной администрации обсудили проблемы неоязычества. Руководитель миссионерского отдела протоиерей Александр Сазонов открыл встречу и обратил внимание участников на то, что вера является важнейшей составляющей полноценной жизни человека, а проблемы сект были актуальны во все времена. В подтверждение своих слов отец Александр привёл примеры, которые нам предлагаются в евангельских чтениях на каждый день (см. Деян., 18 зач., VIII, 5-17. Ин., 20 зач., VI, 27-33).
Атаман казачьего общества «Станица Букатинская» Александр Александрович Бакаев поделился основными выводами научно-практической конференции «Неоязычество в России: история, настоящее, перспективы», проходившей 28 марта 2018 года в Донской духовной семинарии, в которой он принимал участие. Начало возрождения язычества, по мнению исследователей, связано с разочарованием немцев от проигрыша в первой мировой войне: «Раз Христос не помог, помогут древние «боги» германцев». Неоязычество в России на современном этапе находится еще в «стадии цветения». Типичный участник неоязыческих праздников -это состоявшийся мужчина 31 года, с законченным высшим образованием. Больше всего неоязычников в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). На неоязыческие праздники в Центральной России собирается по 2 – 3 тыс. человек. В Сибири собирается до 10 тыс. человек. Из присутствующих на празднике только 20 – 30% верит в то, что на них происходит, остальные -больше наблюдатели.
На праздниках приносятся как кровавые, так и бескровные жертвы. Участники одеваются в национальные рубашки, водят хороводы. Лидерами сект совершаются обряды и требы. Для гостей проводятся мастер-классы по народному творчеству, игре на народных инструментах и боевым искусствам. Могут совершаться свадьбы. Совершенно, как минимум, два обряда трупосожжения под открытом небом.
Помощник благочинного Александр Кабанов, также участвовавший в конференции в Ростове-на Дону, дополнил, что кроме праздников, неоязычники могут объединяться для проведения псевдонаучных гуманитарных конференций, которые обычно открывают ученые, которые ранее пытались реализоваться в технических науках.
Основными источниками информации о язычестве для сектантов являются:
- Б. А. Рыбаков «Язычество древних Славян» и «Язычество древней Руси».
- Для каждой общины вторым по авторитету идут публикации их лидеров.
- Перекрёстные ссылки на труды лидеров других общин.
Археологические источники о древних славянах известны только лидерам и узкой группе людей, которые составляют не более 2%. Основная масса неоязычников научную литературу не читает. Они верят тому, что им говорят. Для правдоподобности лидеры могут включать в начало своих публикаций цитаты из качественных источников и незаметно переходить к своим толкованиям.
В результате опроса 2016 г. о главном историческом лице России среди участников неоязыческих праздников был получен следующий ранжированный список:
- Петр I
- Святослав Игоревич (последний языческий князь Новгорода)
- Сталин
- Иван Грозный
Опрос показал, что неоязычники мечтают о сильном правителе, о сильной «своей» стране. В этой связи можно предположить, что основной причиной, которая ведёт к росту неоязычества в России, является недовольство (протест) сложившейся социально-экономической реальностью, бегство от неё в «сказочный» мир, созданный неоязыческими гуру, а православие объявляется виновником личных неудач, т. к. поддерживает действующую власть.
На конференции была подчёркнута идеологическая и психологическая взаимосвязь ваххабизма и неоязычества, а также превосходство ваххабитской доктрины над неоязыческой, вследствие чего члены секты будут переходить от неоязычества к ваххабизму, а не наоборот.
Участники обсудили проблемы распространения неоязычества в силовых структурах. Было подчёркнуто преимущественное распространение его в спецподразделениях силовых структур.
Заведующий сектором мониторинга и анализа межконфессиональных отношений администрации Волгоградской области Федоренков Юрий Юрьевич счёл угрозу неоязычества преувеличенной. Он предположил, что этому движению искренне сочувствуют не более 2 000 человек по всей России. Им была высказана гипотеза о том, что появление и развитие неоязычества связанно с несколькими направлениями: историко-фольклорным, боевыми искусствам и политическим лобби. Так, к примеру, распространение неоязычества в спецподразделениях связано с проповедью «мастеров» славяно-горицкой борьбы, казачьего спаса и различных техник «бесконтактного» боя. В подтверждение гипотезы Юрий Юрьевич обратил внимание на тот факт, что действующие в Волгоградской области капища появились в местах, где ранее проводились спортивные сборы по экзотическим единоборствам. Гуманитарную интеллигенцию привлекают народные традиции, но они не придают действию религиозного смысла. Чиновник привел несколько примеров законодательных инициатив, которые логичнее всего объяснить неоязыческим лоббированием.
Помощник благочинного, настоятель храма преп. Сергия Радонежского иерей Сергий Ермолов поделился своим опытом общения с неоязычниками в интернете и в реальности. Для преодоления проблемы он предложил эффективнее пользоваться церковной проповедью.
Тема противодействия неоязычеству оказалась наиболее сложной и дискуссионной, по ней не удалось прийти к единому мнению. Обсуждались самые разные меры — деромантизация язычества, профилактические лекции и беседы, публикации в СМИ на исторические темы, которые не позволят манипуляторам завлекать волгоградцев путём исторического подлога. Представитель администрации области Юрий Федоренков предложил участникам политику игнорирования новостных поводов, которые пытаются создавать неоязыческие гуру, чтобы не делать им рекламы. На это последовали возражения, что замалчивание проблемы, да ещё на этапе роста угрозы — опасно, т. к. уменьшит бдительность общества и сотрудников правоохранительных органов.
Участники согласились с тем, что критика религиозных доктрин, обращение к археологическим источникам и логические аргументы в споре с утвердившимися неоязычниками бесперспективны, что подтверждается опытом многих миссионеров из других регионов России.
Миссионерский отдел Волгоградской епархии
(267)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.