Слово митрополита Феодора на Литургии Преждеосвященных Даров в храме св.Иоанна Воина
Пост — это особое время для нашей души, когда мы вспоминаем о ней, начинаем о ней заботиться — чтобы наша духовная жизнь обрела смысл.
В эти дни Церковь дает нам примеры – не только различные протяженные по времени молитвы и богослужения, но и образы — библейские и евангельские. Мы начинаем читать Ветхий Завет: Книгу Бытия, пророчества, чтобы вспомнить – как все начиналось. Как изливалась Божественная Любовь на всю вселенную. Как возник космос, звезды, все разнообразие планет, бесконечность — которую ученые не были и не будут в силах познать. Бесконечность – слово, лишь скупо определяющее Божественную Личность, Ее Величие. Эта Бесконечность проявлялась не только в силе, но и красоте. В Книге Бытия написано, что Господь создал «небо и землю, море и вся, яже в них», горы, реки, растительный мир, животных – все сотворил «добро зело» — т.е. хорошо, прекрасно, разумно, все во благо. В конце Своего созидательного акта Он сотворил человека, поставил его князем мира сего, своего рода управляющим, дал ему все условия и средства для возделывания этого райского сада. И ограничил его всего одной заповедью – воздержания, т.е. поста. «От всех деревьев ты можешь есть плодов вдоволь, а от этого древа – не вкушай.» Это было древо познания добра и зла. Итак, не вкушая от него — человек мог совершенствоваться в добре, уподобляться Богу в святости, чистоте, любви. А, нарушив заповедь – опытно познал зло, сам стал как бы носителем его.
Совсем немного прожил Адам в раю до того, как претерпел искушение от своей жены, послушавшей змия, оклеветавшего Бога — «Правда ли Бог запретил вам…» Здесь произошла первая ошибка наших прародителей – они послушали врага Бога. Они потеряли фундамент своей жизни – веру Творцу, перестали Ему доверять, вместо этого доверившись лжецу. От этого доверия лжи в них родилось осуждение Бога, а от осуждения Бога родилось нарушение закона, что в свою очередь привело к изменению, разрушению личности, произошла деформация. То, что было раньше в симфонии, стало в противоречии. Как в басне «лебедь, рак и щука» – ум, воля и чувства; дух, душа и тело потеряли стройную связь между собою. Отсюда появилось изменение восприятия внешнего мира и мира внутреннего. И вот они уже совершают ошибка за ошибкой, не желают признать себя виновными, покаяться. Перестав послушаться Богу, наши прародители стали слушаться диавола, став ему рабами. Через пленение человека сатана забрал себе и его право быть князем мира сего. И диавол возложил на человека тяжкое бремя болезней и смерти, которые человеколюбивый Бог промыслительно обращает нам на пользу, исправляя, очищая нас через скорби и болезни. Господь кого любит — того наказывает.
Жизнь человека, изгнанного из рая – наполнена плачем, скорбью, покаянием, слезами. Этот период прообразует Великий Пост. И мы с вами воспринимаем себя сейчас как Адама и Еву, лишенных райской сладости, в горе и муках, скорбях и печалях проводящих дни земной жизни. Мы столько в жизни теряем из-за неправильных греховных поступков, не задумываемся о том, что сами становимся послушными не Богу Творцу, а диаволу.
Сегодня мы вместе c вами молились за необычной Литургией, которая бывает только во время Великого поста — времени скорби.
А Божественная Литургия – время радости, встречи со Христом. В древней Церкви в течение недели люди трудились, а в воскресный день христиане встречались, чтобы вместе прославить Господа, умершего ради них на Голгофе и воскресшего, который дал возможность новой жизни, вечной жизни — не на земле, но в Царствии Небесном.
Время шло, люди «мельчали», тяжело им было всю неделю оставаться без Причастия. И вот, святитель Григорий Двоеслов создает особый чин – Литургию Преждеосвященных Даров, Агнец для этой службы приготовляется заранее, за воскресной Литургией.
Совершается интересное, наполненное символами, священнодействие. В начале службы открывается Антиминс, поставляется посреди Престола – как бы в центре всего — Агнец, вокруг Него совершается каждение. Далее, в продолжение службы, Он переносится с Престола на жертвенник. Священники в алтаре и хор в храме поют, весь народ , стоя на коленях молится – «да исправится молитва моя», — все вместе, о том, чтобы молитва наша была благоприятна Богу, как фимиам благоуханный, исходящий из кадила.
Но, чтобы наша молитва и наша жизнь была благоприятной Богу, надо очистить ее, свой ум, свое сердце. Для этого очищения даются нам дни Святого Великого поста. И горе нам, если мы не используем во благо это спасительное время.
(272)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.