Недостойные наследники Емельяна Ярославского

Фильм «Папа русский», выложенный в youtube оптимистическим каналом «Дождь» я взялся смотреть из чувства профессионального долга – все таки, как православный публицист, я должен знакомиться с тем, что вбрасывается в общественное пространство по теме религии и Церкви. Мое чувство долга подверглось немалому испытанию, потому что фильм оказался вялым, бессодержательным, затянутым и скучным.

Емельян Ярославский стыдился бы таких наследников.

Испытываешь некоторое разочарование, когда думаешь скрестить интеллектуальный меч с противниками, а потом оказывается, что меч тут скрещивать просто не с чем – послание не содержит доводов, с которыми было бы возможно вступить в полемику.

С первых минут фильм бросает бомбу, выдает страшное разоблачение – автор едет на родину Патриарха Кирилла и обнаруживает…

Он обнаруживает, что Патриарх по происхождению – мордвин, и его фамилия выдает эрзянские корни. Для тех зрителей, которые, будучи чужды либеральному взгляду на мир, не понимают, какой, собственно, компромат может быть в этническом происхождении, автор разъясняет, что мордва-де, будучи крещена насильно, до сих пор держит за пазухой каменных идолов – тезис, который вылезает еще раз под конец фильма, когда идолом объявляется святая Матрона, которая-де «благословляла Сталина».

Логику, связывающая предполагаемые мордовские корни Патриарха и легендарную (и никогда не принимавшуюся священноначалием) версию о том, что святая Матрона якобы «благословляла Сталина», а он, будучи верным марксистом-ленинцем, это благословение принимал, понять невозможно.

Где тут, собственно, доводы, с которыми можно было бы спорить или соглашаться? Как можно вести осмысленный диалог с человеком, который считает уместным методом ведения полемики цепляться к этническому происхождению оппонента?

Задав такой уровень дискуссии, автор продолжает в том же духе и дальше.

Антицерковная пропаганда может быть сделана умело, с огоньком, с глубоким убеждением в правоте своего дела и искренней, от души, верой в необходимость побороть попов, которые не дают нам строить коммунизм. Ничего подобного в фильме нет; такое впечатление, что его создатель подошел к заказу “на отвяжись”. Чем-то надо было заполнить больше часа экранного времени – и оно заполняется стандартным набором либеральных антицерковных штампов – «РПЦ создал Сталин», «все Епископы – агенты КГБ, а некоторые еще немножечко и Ватикана», «голубое лобби, о котором митрополит (которого я вам не назову) рассказал за чашкой чая», причем озвучивают эти страшные разоблачения люди вроде какого-то пьяненького старичка – как нам говорят,  ветерана КГБ.

Иногда, впрочем, обходится и без дополнительных лиц на экране – просто голос за кадром говорит «ходят слухи, что». Это, увы, не журналистика ни в каком виде – это диванная аналитика на уровне всех тех фейсбучных экспертов, которые наверняка страдают циррозом печени, из-за того что непрестанно выпивают с агентами различных спецслужб мира, тайными друзьями ведущих политиков, митрополитами и генералами, а все эти люди, захмелев, совершенно забывают о конспирации, снимают темные очки и выдают все государственные и корпоративные секреты, которыми блогеры тут же делятся с читателями. Но генералы разведок с митрополитами не делают из этого никаких выводов, а продолжают пить и болтать с блогерами, как заведенные.

Этоит жанр, “застольных бесед с носителями страшных тайн” нам всем знакомый, рожденный в электричках (или еще раньше – в кабаках?), но получивший широкое распространение благодаря интернету. А при наличии смартфона и селфи-палки теперь каждый желающий может облечь свою экспертизу в видео-форму.

Однако фильм снят не на смартфон – люди привлекли профессиональную команду, гоняли ее по разным городам, тратили деньги, потом запустили от имени своего канала. То есть, это не личная самодеятельность, а декларация взглядов определенной политической группы, которая имеет некоторую финансовую поддержку.

И что мы узнаем об этих взглядах? Прежде всего, что ее враждебность обращена не на личность Патриарха, и причиной этой враждебности являются совсем не какие-то его индивидуальные черты. Фразы вроде “В Москве митрополитбюро выбирало между митрополитом Филаретом от ЦК и Алексием Ридигером от КГБ” выдают не только уровень осведомленности, но и степень благожелательности в отношении Церкви как таковой – а не конкретных ее иерархов. Глумливое передразнивание текстов церковных молитв выдают не только уровень культуры, еще раньше обозначенный нападками на этническое происхождение Патриарха, но и определенную идеологическою позицию.

Люди, профинансировавшие и выпустившие этот фильм, принципиально враждебны не каким-то конкретным лицам в Церкви – но Церкви как таковой. Это определенно не савонаролы, ревнующие о славе Божией, омрачаемой неблагочестивыми иерархами, хотя они и не против употребить савонарол в своих целях. Это комиссары в пыльных шлемах, которым абсолютно любой человек во главе Русской Православной Церкви был бы ненавистен именно как предстоятель Церкви.

Нас не должно это удивлять – наша страна 70 лет жила под антицерковной идеологической диктатурой. Бывают политические движения, в силу своего мировоззрения принципиально враждебные Церкви Божией. Отдельные люди могут, по милости Божией, покидать их и уходить к нам; но в упорной враждебности самих движений мы можем не сомневаться. Их не устраивает не конкретный Патриарх – их бы любой Патриарх не устроил. Их не устраивает наша вера как таковая.

Сергей Львович Худиев.

Источник Радонеж.ru.

(98)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели