«Когда мы уходим от личного и смотрим на жизнь, на послушание с высоты Небесного промысла, тогда много легче и проще»
Сегодня мы вспоминаем преподобного Михея Радонежского, одного из любимых учеников Всероссийского аввы Сергия.
Воистину для каждого из нас, вне зависимости где он живет, обитель преподобного Сергия является духовным центром и воистину купелью, которая родила множество истинных служителей Христовой Церкви. Одним из таких был преподобный Михей.
Игумена земли Русской, преподобного Сергия спрашивали: «Кто самый любимый из твоих учеников?».
Он отвечал: «Пожалуй, Михей». «Но почему?» И тогда он говорил: «Пойдемте со мной».
Сначала они постучали в одну келью: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже Наш, помилуй нас». Через некоторое время из глубины кельи раздался не очень довольный голос: «Аминь».
Чем же занимался монах в келье? Он что-то шил и был недоволен, что его рукоделие прервали.
«Ну, прости нас, благослови!» И пошли с Богом.
Идут в другую келью. Опять занятый монах открывает дверь спустя какое-то время. Он затеял приборку.
«Ну, ладно, спаси тебя Господи, пошли к преподобному Михею».
«Молитвами святых отец …» Не успел авва Сергий договорить, дверь распахивается. «Батюшка, благословите, проходите».
«Отец Михей, что ты делаешь?»
«Да вот, Священное писание переписываю».
Подходят они к столу. Под засаленной свечой лежит подлинник и рукописная копия. И смотрят, что Михей писал слово, услышав стук и голос своего аввы, на половине буквы прервался, оставил своё перо, чтобы открыть дверь.
«Спасай тебя Господи».
Вышли они из кельи Михея: «Теперь поняли, почему он любимый ученик? Потому что скор на послушание».
Это качество преподобного Михея, послушание, отсутствие косности, которая есть свидетельство нашей лености и гордости, и послужило залогом тому, что он явился сомолитвенником, сотаинником преподобного Сергия. И вместе с ним сподобился лицезреть явление Божией Матери и апостолов в келье своего аввы.
Но преподобный Михей даже не посмел посмотреть на Ту, Которую любил больше своей жизни, Которой он каждый день возносил слезные молитвы. Он мантией закрыл свое лицо и упал вниз, в самую землю, как мы это и можем видеть на иконе явления Божией Матери преподобному Сергию. Вот эти качества, смирение и, как следствие, послушание, возвели на высокое небесное служение преподобного Михея Радонежского.
В этот день, дорогие братья и сестры, мы совершили память одного из тезоименитых угодников Божиих, архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. Сегодня у него день Ангела.
А так, как я им рожден в духовной жизни и священнослужении, то не имею право этот день пропустить, не совершив заупокойные молитвы в честь его памяти.
Этот человек родился в начале 20 века, в 1921 году в благочестивой, благосостоятельной семье. Отец у него был потомственный ремесленник, серебряных дел мастер. Он изготавливал киоты, серебряные раки для церквей, в том числе и для Афона.
Благодарные монахи со Святой горы прислали ему благословление – написанную ими икону. Батюшка владыки Михея расписал несколько храмов, то есть был человек очень одаренный.
Еще в молодости он попал под пролетку и тяжело повредил сустав ноги. После многочисленных операций в Германии, он все равно хромал. Ему нужно было создавать семью, и мудрые родственники сказали: «Знаешь, ты человек с палочкой, хромой. За тебя могут выйти ради денег, которые ты имеешь. Ты женись на своей прислуге, Анастасии. Такая хорошая девушка, смиренная, послушная, кроткая, целомудренная».
Он присмотрелся, присмотрелся, и… женился. И Господь благословил их союз чадородием и благополучием. И все было хорошо до тех пор, пока не пришла другая власть, и все изменилось в государстве.
К тому времени отец Саши Хархарова умер. Ребенку было четыре года. Осталась мать: на руках три сына, две дочери. Как прокормить одинокой женщине пятерых детей в такое непростое время. И она пошла на такой шаг: отдает младших дочь Валентину и сына Сашеньку в детский дом. Назывался он «Красные зори», и находился в окрестностях Ленинграда, бывшего Петербурга. Воспитателями были вчерашние великосветские дамы, именно они воспитывали будущее советской России.
Владыка Михей рассказывал мне о том, что детей не били и не наказывали. Если ребенок провинится достаточно серьезно, самым строгим и страшным наказанием был выговор. Провинившегося выводили на площадку перед всеми учениками и говорили: «Как тебе не стыдно, твои друзья на тебя смотрят. Как ты мог так поступить?».
И чувство стыда, которое прожигало насквозь, от макушки до самых пяток, уже не позволяло этому человеку вновь совершать те или иные неблаговидные проступки.
Директор этого дома, Ионин, очень полюбил Сашу, будущего архиепископа Михея. У него сын был такого же возраста, и дети вместе играли. Одной из шалостей было сорвать без спроса яблоки, которые росли во дворе. Провинившегося ставили в угол. Эта традиция, как вы все понимаете, идет из православной России. Ребенка ставили не просто в угол, а ставили в красный угол, в тот угол, где находились святые иконы, чтобы он, смотря на святые образа, молился Богу, просил прощение у Него за свой грех.
Получилось, что иконы ушли из советской России, а угол остался. И в этом углу дети столько времени проводили в своем детстве, наверно сложно и сосчитать.
Вот и Саша Хархаров в этом углу оказался. Его все оставили, по своим делам разошлись. Долго ли один мальчик может стоять, уткнувшись носом в угол? Конечно, нет. Он начнет оглядываться, как-то двигаться. Он же как маленький моторчик. И вот видит этот маленький моторчик, что в гостиной, на столе стоит ваза прекрасных яблок. Ну, стоит себе и стоит, а он стоит в углу.
И когда пришёл хозяин, директор детского дома, то увидел, что ваза пустая. Мальчик стоит в углу, а ваза пустая.
Что делать? Рассмеялся директор и не стал вторично наказывать ребенка. Вот такой была у советских воспитателей древняя духовная закалка, понимание ценности личности и человека, вне зависимости от его возраста.
Многих детей забирали в приемные семьи. И Сашу хотели забрать. Он был подвижным, непосредственным, обаятельным мальчиком.
Но каждый раз он говорил: «Пойду только с моей сестрой».
Приводили сестру, четырнадцатилетнего подростка, с совершенно другим выражением лица. И вопрос отпадал сам собой.
Так они и прожили в этом детском доме, когда их через несколько лет забрала мама. Нам, которые живут сейчас в полном достатке, в полной обеспеченности, практически без скорбей, трудно представить те ужасные условия, в которых приходилось жить сто лет назад.
Люди умирали от холода. Если была у человека вторая смена одежды, то это было уже счастье. Если были две пары сапог – тоже большая удача. Так выживали еще совсем в недалекое от нас время. И это лично мне рассказывал сам владыка Михей.
При всем при этом Саша ходил в храм. Он с такой жаждой слушал проповеди, что их запоминал, а потом пересказывал другим верующим, которые не смогли попасть на службу, не смогли услышать божественное слово.
Его взяли под крыло монашки из какого-то закрытого монастыря, и имели о нем попечение. А позже он познакомился с теми людьми, которые составляли Александро-Невское братство. С Костей Вендландом, будущим митрополитом Иоанном, удивительным человеком. Тогда он учился в Горном институте, и каждый день рано утром перед занятиями приезжал в храм на окраине города,
и до учебы читал, пел на клиросе, помогал священнику.
Благодаря ему Саша Хархаров узнал еще об одном удивительном человеке, об архимандрите Гурии (Егорове), исповеднике, одном из основателей Александро-Невского братства. Вместе с ним, своим духовным отцом, он жил и служил в Средней Азии, Саратове, на Украине, в Белоруссии.
В их жизни было событие, которое имеет особое значение для каждого из нас. Александр Хархаров участвовал вместе со своим духовным отцом архимандритом Гурием в открытии Троице-Сергиевой Лавры сразу после Великой Отечественной войны. И был первым ее насельником.
Лично для меня сегодняшний день наполнен еще одним событием. Человек всегда ищет в своей жизни смысл: что Господь хочет от меня на этом месте? Почему я здесь, на древней Царицынской, Сталинградской, Волгоградской земле?
Кроме духовных скреп в виде благоверного князя Александра Невского, на месте рождения которого я служил до приезда в Волгоград, кроме митрополита Германа, который принадлежит к Александро-Невскому братству, в которое входил и мой духовный отец, архиепископ Михей, есть еще одна скрепа. Сегодня, 19 мая, день преподобного Михея Радонежского. И это день игуменства нашей матушки Анны (Ерофеевой), настоятельницы Свято-Вознесенского монастыря. И мы сердечно ее с этим днем поздравляем.
Для монаха есть несколько священных дней в его жизни: приход в обитель, принятие пострига и – для некоторых – вручение игуменского жезла, который символизирует не только власть, но и путь, который предстоит пройти с Богом и с теми людьми, которых Господь вверил в управление данному человеку.
С одной стороны, это труд очень тяжелый, кто-то скажет неблагодарный. Руководителей не любит, даже в Церкви. Такая природа падшего человечества – против начальства стоять. Психологии подчиненного и руководителя принципиально разные.
И счастлив тот руководитель, который это понял и не просто требует, а относится к своим подчиненным как к детям, которых ты уже от себя не оторвешь.
Если у тебя есть ребенок – куда ты его денешь? Он твой. И если ты понимаешь, что это все мое, и что это неотделимо от меня, то приходит другое осмысление. Люди Божественным промыслом получают такого наставника, такую мать, через которую Господь и Царица Небесная проводят Свою волю. И если это понимаешь, то многих искушений, скорбей и ошибок можно избежать.
Когда мы уходим от личного и смотрим на жизнь, на послушание с высоты Небесного промысла, тогда много легче и проще.
Я бы хотел сегодня матушке игумении пожелать здоровья, крепости сил. Пусть этот букет символизирует ваш монастырь – с одной стороны он крепко связан уставом, молитвой, духовной любовью, с другой стороны мы можем видеть разнообразие соцветий. Так же все души отличаются друг от друга. Но вместе они создают нечто прекрасное и удивительное. Пусть это духовное соцветие всегда вас радует. А мы Вам желаем многая и благая лета!
19.05.2020
Проповедь митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора
в день памяти преподобного Михея Радонежского
Свято-Вознесенский монастырь г. Дубовка
(172)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.