Все в жизни – от любви. История рода волгоградского священника в пятом поколении
Этими воспоминаниями из семейных архивов поделился с нами священник Максим Александровский, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла. Записи сделаны его родной тетей и основаны не только на архивных данных, но и на личных впечатлениях детства. Мы узнаем, что отец Максим – священник как минимум в пятом поколении, причем не по одной линии. И – удивительно! – во многом повторяющий биографию своих предков. Видимо – по их молитвам? Как прав был царь Соломон, говоря о преходящести и повторяемости мировой истории, о главных ценностях такого краткого, но важного для Вечности земного пути.
Ольга Николаевна Александровская,
внучка отца Василия и матушки Раисы
1921 год. Продолжаются и даже нарастают гонения на священничество. Оставаться в селе с детьми небезопасно. Матушка Раиса (моя бабушка Александровская Раиса Ивановна) одна с тремя детьми в селе Патокино. Старшие сыновья, Борис и Владимир, уже в Москве работают на заводе, а с ней – дочь Александра двенадцати лет, Нина трех с половиной и Коля полутора лет, любимец мамы и мой отец, – Александровский Николай Васильевич. Прошёл почти год как не стало мужа – отца Василия. Тогда брюшной тиф пришёл в село и нещадно косил людей. Отец Василий день и ночь ходил по домам, причащая больных, отпевая покойных. Не уберегся. Заболел и умер, оставив матушку с детьми. Ему не было и сорока лет.
В тот летний день 21 года бабушка с двумя малышами провожала в дальний путь старшенькую из оставшихся с ней – Александру. Родная сестра бабушки Раи – Мария – согласилась взять ее к себе в город Иваново. Там девочке будет лучше, и маме спокойнее. Моя тетка Нина потом рассказывала, что всю жизнь перед глазами стояла уходящая вдаль по пыльной дороге телега с сеном, и в ней – сестренка Шура с фанерным чемоданом, небольшой скарб, который бабушка сумела собрать ей в дорогу.
Раечка жила с родителями в селе Патокино Владимирской области. Мать – Второвская Александра Прокофьевна и отец – Второвский Иван Михайлович.
Отец Иоанн был настоятелем сельского храма Святой Троицы. Это был величественный по архитектуре храм, великолепный по внутреннему убранству, богатый настенными росписями с бесконечным пространством внутри и красивейшим расположением на вершине высокого берега реки Клязьмы.
Село было огромное, и прихожан было много. Службы велись в храме круглогодично благодаря тому, что и зимой в храме было тепло. Он отапливался уникальной в то время системой, расположенной в его подвалах. Оттуда тепло поступало и в школу, стоящую неподалёку.
Когда Раечка выросла в прекрасную девушку, она вышла замуж за священника Александровского Василия Николаевича. С тех пор настоятелем храма был отец Василий Александровский – мой дед. Это было свадебным подарком отца мужу любимой дочери. Они совместно прожили недолгую жизнь и родили пятерых детей.
Бабушка работала учительницей в школе и при отце Василии, и позже до тех пор, пока оставалась жить в селе Патокино. Бабушка объясняла, что название села происходит от слова «патока». В то время в крае повсеместно выращивалась сахарная свекла. После ее переработки оставался густой садкий сироп – патока. Ее использовали в пивоварении и в кондитерских изделиях, а, в сущности, это просто крахмал.
«Отец вспоминал, как много было в селе детворы, как много было
игр и развлечений, но самая любимая игра – лапта. Потом, когда я была девчонкой и во дворе играли в лапту, отец с удовольствием вырезал мне «чижиков». А между тем деткам священника позволяли играть с барскими детьми, пускали их в усадьбу и даже баловали угощениями. Баре были – князья Безобразовы. На лето они выезжали в село Патокино в своё имение. Из рассказов отца и тети помню только, что это был огромный красивый дом, сад, а к реке спускалась розового мрамора лестница. Такого же розового мрамора в саду стояли скамеечки».
Шли годы. Подрастали детки. Уже стало значительно легче жить. Бабушка все так же работала в школе.: кому-то советом, кому-то написать письмо или обращение в инстанцию или составить документ. Ведь бабушка была хорошо воспитанна, образованна и современна. До самой старости бабушка жила в ногу со временем, была в курсе событий в стране и в мире. Она была очень мудрой, демократичной, не принимала какого-либо насилия, с уважением относилась к мнению других взрослых людей, а также детей.
Многие уроки жизни мне преподала именно моя бабушка. Две главенствующие аксиомы жизни из ее уст я с детства несу с собой и стараюсь не изменять им: «Всякий человек – личность», «Все в жизни – от любви!»
Ее не стало в 1973 году. Ей было 87 лет.
Фото из семейных архивов
Журнал «Царицын Православный» №5, 2020г.
(710)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.