Митрополит Феодор: Сегодня радость и ликование во всей Вселенной
Сегодня, 19 июня, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в храме Всех святых на Мамаевом кургане. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Городищенского округа иерей Алексий Суханов, настоятель храма протоиерей Алексий Маслов, иерей Владимир Пономаренко, иерей Сергий Тимонин.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма Казанской иконы Божией Матери под управлением регента Екатерины Маклаковой.
Проповедь перед Причастием произнес иерей Алексий Суханов.
Был совершен Крестный ход. В непосредственной близости от храма находится малая Братская могила. Здесь была совершена краткая заупокойная лития.
В завершение богослужения отец настоятель протоиерей Алексий Маслов приветствовал правящего архиерея: «Ваше Высокопреосвященство, досточтимый митрополит Феодор! Позвольте от лица духовенства, прихожан и гостей святаго храма сего поприветствовать и поздравить Вас и поблагодарить за совершение Божественной литургии в престольный праздник Всех святых в этом священном месте, в этом святом храме.
Тайна жизни Церкви Христовой, которая дышит благодатью Духа Святого — этот собор от века Богу угодивших, не имеет законченного понятия. До самого скончания века он будет пополняться знаемыми и незнаемыми, этот великий сонм Богу угодивших. Поскольку благодать Святаго Духа изливается по-разному на каждого человека, то сегодня мы с Вами здесь обрели полноту Церкви Христовой — архипастыря, священнослужителей, мирян, прихожан, и составили Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Искренне желаем в первую очередь Вам, как архипастырю, под Вашим святительским омофором духовенству, вверенной Вам Богоспасаемой волгоградской пастве и каждому верующему человеку обустраивать жизнь сообразно Евангелию, чтобы по-настоящему стать участниками Церкви Христовой и восполнять до скончания века этот великий сонм людей, стремящихся угодить Богу.
С праздником Вас, Ваше Высокопреосвященство! Ис полла эти, деспота».
Митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом: «Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец настоятель, отцы, братья и сестры, всех Вас приветствую с сегодняшним светлым душеспасительным праздником Всех святых, от века Богу угодивших.
Сегодня в этом храме престольное торжество. Сегодня радость и ликование во всей Вселенной. Мы прославляем Бога, дивного во святых Своих — всех, кто Богу угодил от сложения мира. Это и Архангелы, и Ангелы, Пречистая и Преблагословенная славная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, первый по благодати из пророков Предтеча и Креститель Господень Иоанн, святые апостолы, мученики и пророки, преподобные и праведные, царицы, князья и княгини, Христа ради юродивые и многие, многие другие — те, которые были явленны миру, и те, имена которых остались сокрыты и втайне. Они сияют, яко светила в Небесном Царстве Господа своего.
Каждый из ныне прославляемых святых не является каким-то шаблоном, похожим друг на друга. Они уникальны, самобытны, индивидуальны в своем личностном развитии, но едины в том, что стяжали святость и подобие Богу, исполняя Его слова: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48) «будьте святы, потому что Я свят». (1Пет.1:16)
Святость — это нормальное состояние человека, его природное состояние. Человек был создан изначально святым. Но свободная воля, увы, привела человека в бездну грехов, и теперь природа наша извращена, искажена, поражена страстью грехов на столько, что, чтобы нам прийти в свое истинное состояние, нужно очень и очень потрудиться. «Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися» — так воспевает ныне Святая Матерь наша Церковь, говоря о том, что Она основана, как на некоем Божественном семени, на мученической крови, на страдании святых мучеников. Это является главным Ее украшением, паче драгоценного порфира, тонкого драгоценного виссона и других тканей.
Мы знаем, что есть и бескровные мученики, которые хотя и не пострадали от рук богоборцев, не пролили своей крови, не претерпели самой смерти, но в борьбе с грехом, со своими страстями, страдали может быть не меньше. В этом смысле каждый христианин, каждый из нас может быть мучеником, призванным на борьбу с грехом не во внешнем мире, а внутри себя, борьбу с самим собой. Это самая сложная и самая ответственная для нас борьба.
Это понимали не только святые отцы, но и русские философы, писатели и поэты. Федор Михайлович Достоевский так выразил эту мысль: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». На этой арене происходят самые главные сражения, и кто победит, кому человек отдаст свое сердце, тот и будет вечно править его душой.
Перелистывая страницы житий святых, оставленных нам Димитрием Ростовским и другими церковными писателями, мы обнаруживаем, что в любой сфере человеческой жизни, на любой ступени – будь ты раб или царь, воин или врач, нищий или богатый – ты всегда можешь угодить Богу. Здоровый ты или больной, семейный или несемейный – ты можешь жить для себя, а можешь жить для других. В этом смысле нам не будет оправдания, когда мы встанем на Страшном Суде Христовом. Господь скажет: Чадо, Я все сделал для тебя, чтобы ты стал святым, чтобы ты был подобен Мне, чтобы ты вместе со Мной царствовал и наслаждался Божественной славой в Небесном Отечестве Божественного Отца. Но ты добровольно отказался, ты избрал другие ценности, вместо вечных – временные, вместо духовных – материальные. Велика моя скорбь, скажет Небесный Отец, и твои страдания, которые ты сам избрал своими собственными руками. Пока не наступил этот важнейший в нашей судьбе страшный час встречи с Богом, постараемся свою жизнь изменить. Она всегда должна изменяться, мы никогда не можем сказать: мы все сделали, что должны были. Всегда будет еще что сделать: что сделал недостаточно хорошо – сделать лучше, отдал десятую часть своего имения, а мог и больше, накормил десять голодных, а мог больше, я мог прочитать больше молитв, или более искренне и глубоко. Одним словом, в нас заложен потенциал бесконечности. Ангелы на небесах постоянно совершенствуются и восходят от силы в силу. В Боге нет предела, Бог – это бесконечность. Бесконечная любовь и бесконечное совершенство, и кто пребывает в Боге, тоже имеет возможность совершенствоваться бесконечно в любви.
Если мы скажем: «У нас нет любви», как нам ее стяжать? Святые отцы дают очень простой ответ: начинай делать дела любви. И ты заметишь, что постепенно раздражение, осуждение, нетерпение, гнев уйдут. И придут сострадание, терпение, кротость, любовь. Но если ты будешь делать человеку плохие дела, даже если ты его не ненавидишь, то со временем в твоем сердце поселится злоба, и она будет расти и двигать тебя дальше на худые поступки, пока ты или не расстанешься с ней, или не погибнешь. «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». (Втор.30:19)
Всех поздравляю с Днем Ангела, особенно тех, кто сегодня приобщился Святых Христовых Таин».
Митрополит Феодор вручил Патриаршую грамоту иерею Алексию Суханову, настоятелю храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» поселка Городище Волгоградской области во внимание к его трудам, в связи с 50-летием со дня рождения.
Сегодня в Александро-Невском кафедральном соборе Божественную литургию совершил митрополит Челябинский и Миасский Алексий, который прибыл в нашу епархию в эти дни. Также Его Высокопреосвященство посетил главную высоту России, возложил цветы к вечному огню в Зале Воинской Славы, к могиле Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова, посетил храм Всех святых.
Фото: Константин Броневицкий, Таисия Анкина, Константин Троицкий
(233)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.