Архитектура кафедрального собора Александра Невского

Первой годовщине со дня великого освящения кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского в городе Волгограде посвящается.

Журнал Волгоградской митрополии «Царицын Православный» 2020 год, спецвыпуск

«О Божьей славе говорят небеса, о деяньях Его повествует твердь.

День дню слово передает, ночь ночи знание возвещает. Звука не слышно, не слышно слов,

голос их не звучит — но разносится речь их по всей земле, и до всех краев мира — их весть». (Пс. 18.2 – 5)

 

Воссозданный собор святого Александра Невского своим внешним видом и внутренним убранством также свидетельствует о славе Божией. Он построен в неовизантийском стиле, получившем распространение в русской архитектуре XIX – XX веков. Художественные принципы неовизантийского стиля сформировались в период правления Императора Александра II, при котором он имел статус официального государственного.

В качестве важнейшего элемента византийской архитектуры следует указать выдающийся посередине купол приземистой формы, расположенный на широком низком барабане, опоясанном рядом оконных проемов. Центральный купол больше всех остальных. Его с трех сторон облегают три полукупола, а между ними красиво возвышаются четыре колокольни. В соборе, помимо центрального алтаря для соборных богослужений и придела Апостола Андрея Первозванного, в нижнем ярусе есть крестильный храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и конференц-зал (трапезная). Собор может вместить до тысячи верующих.

Исторически православные храмы строились в большинстве случаев на возвышенных местах. К дверям ветхозаветного Иерусалимского храма вели пятнадцать высоких ступеней, что взаимосвязано с пятнадцатью «Песнями восхождения». На каждой ступени пели очередной псалом. В собор благоверного князя Александра Невского ведут десять ступеней. Они символизируют усилия человека ради общения с Богом. Всего десять ступеней, небольшое усилие, и человек попадает в дом Божий, с земли на Небо.

Изначально богослужение носило характер жертвы. Богу отдавали все самое лучшее. Жертва – это проявление нашей любви. Сейчас от нас не требуется жертвоприношения животных, как в ветхозаветные времена, но мы отдаем Богу свое время, силы, ограничивая себя во время поста, отсекаем свои желания и страсти.

Как ветхозаветная скиния, а потом и Иерусалимский храм, устроенные по повелению Божию, разделялись на три части: святое святых, святилище и двор, так и традиционный православный храм состоит из трех частей: алтаря, средней части (собственно храм) и притвора.

Собор украшают мраморные полы с византийским орнаментом.

Барабан – в архитектуре венчающая часть здания, цилиндр или многогранник, на котором возводится купол. Световой барабан – имеющий оконные проемы. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э. С., 1994)

Придел – дополнительный алтарь в храме, как бы приделанный к основному алтарю, устроенный посредством размещения дополнительного престола в диаконнике или предложении, либо представляющий собой отдельный алтарь, устроенный в трапезной части храма, отделенной стеною от главного храма. Расположены приделы, по большей части, по одну или обе стороны от главной, центральной части храма и называются боковыми приделами. Иногда они находятся впереди центрального алтаря. https://azbyka.ru/pridel

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, согласно преданию, бывали на территории нынешней Волгоградской области, куда пришли с просветительской и апостольской миссией в IX веке и, согласно летописным сведениям, нашли среди местного населения довольно большое число верующих жителей и даже имеющиеся в их обиходе экземпляры рукописного Евангелия и Псалтири.

Алтарь (от лат. alta и ara – возвышенный жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах в передней части, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница (саркофаг) с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Само название свидетельствует о том, что уже в древности алтари христианских храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. https://azbyka.ru/altar

Притвор – западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения – обручения, лития, чин оглашения и др.

Обычно притвор отделяется от храма стеной с красными западными вратами в середине. В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями. К этому времени в православных странах людей уже крестили в младенческом возрасте, так что крещение взрослых инородцев было исключением, ради чего не было нужды специально строить притворы. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В дальнейшем нужды разного характера побудили все же вновь вернуться к строительству притворов. Само название «притвор» отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части – трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс – местом для наказанных. Теперь практически почти все наши храмы за редким исключением имеют эту третью часть.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в притворе находятся различные иконы.

Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее, или под колокольней, где она примыкает ко храму вплотную.

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. https://azbyka.ru/pritvor

Общий план собора Александра Невского:

1. Центральная лестница и главный вход,

2. паперть, 3. притвор,

4. центральная часть храма,

5. правый придел святого Александра Невского,

6. левый придел святого Андрея Первозванного,

7. алтарь придела, посвященного Апостолу Андрею Первозванному,

8. центральный алтарь.

(168)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели