«…Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается». Георгиевский крест
Мужская половина Императорского Дома Романовых поголовно находилась на военной службе, однако, в отличие от простых смертных, чинопроизводство, как и получение самых высших наград, происходило в ускоренном порядке. Вместе с тем, в иерархии российских орденов была награда, которой стремились обладать все Романовы, но далеко не все сумели ее получить. Это был офицерский Георгиевский крест.
Этот орден был учрежден Екатериной II в ходе первой русско-турецкой войны (1768–1774 гг.) 26 ноября 1769 г. в честь св. Георгия. Орден предназначался для награждения офицеров за заслуги на поле боя. Из ряда других российских орденов его выделяло то, что орденом награждались офицеры, проявившие в бою личную доблесть. В Статуте ордена четко зафиксировано: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые, и для Нашей воинской службы полезные советы… Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается».
Учредительница ордена Екатерина II возложила на себя орден св. Георгия 1-й ст. 26 ноября 1769 г. «по статусу», как первый Гроссмейстер ордена. Ее преемники-мужчины старались буквально соответствовать нормам утвержденного статуса.
Когда в 1801 г. Орденская дума предложила Александру I «возложить» на себя знаки 1-й степени Георгиевского ордена «по статусу», тот отказался, считая, что не заслужил эту награду. Лишь вернувшись из похода 1805 г., он согласился на 4-ю степень ордена за проявленную «личную храбрость». Младший брат Императора Цесаревич Константин Павлович был удостоен двух орденов св. Георгия за реальные боевые дела.
Свой скромный Георгиевский крест 4 ст. Николай I получил в 1838 г. в связи с 25-летием службы в офицерских чинах.
Именно при Николае I орден окончательно закрепляет свой высокий статус, как на официальном, так и на неофициальном уровне.
К мероприятиям официального характера можно отнести появление Георгиевских залов в императорских резиденциях двух столиц.
16 ноября 1869 г., накануне столетия ордена, состоялось статутное награждение Императора Александра II орденом Св. Георгия 1-й ст.
Последние награждения орденом св. Георгия 1-й ст. членов Императорской Фамилии состоялись в ходе этой русско-турецкой войны.
Традиционно в Зимний дворец собирались все кавалеры ордена св. Георгия, бывшие в Петербурге, офицеры и нижние чины, кавалеры солдатского «Егория». Церемониальная часть ежегодно издавала «Высочайше утвержденный порядок Торжественного выхода в Зимнем дворце, 26 ноября… года, в день Орденского праздника св. великомученика и Победоносца Георгия», в котором детально прописывалась процедура всего действа.
Традиция празднования в Зимнем дворце 26 ноября была продолжена Николаем II.
Если Император 26 ноября отсутствовал в Петербурге, традиционный прием устраивался по месту его пребывания.
Верховный главнокомандующий Русской армией полковник Николай Александрович Романов получил желанный белый крест Георгиевского кавалера, приобщившись к неформальной элите русской армии. С этого времени отец и сын постоянно носили эти высокочтимые орденские знаки.
Императрица Александра Федоровна на Пасху 1916 г. также получила пасхальное яйцо, названное «Орден св. Георгия». Пасхальное яйцо было украшено двумя Георгиевскими крестами.
С 1913 года Орден официально стал называться Георгиевским крестом, а в 1917 году орден Святого Георгия был упразднен. 8 августа 2000 г. орден Святого Георгия был восстановлен в качестве высшей военной награды России и имеет 4 ранга. Каждый крест снабжается георгиевской лентой, отличительной особенностью которой является чередование черных и оранжевых полос.
В настоящее время Георгиевским Крестом награждаются военнослужащие из числа солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, младших офицеров за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении внешнего противника, а также на территории других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности.
Священников, награждённых орденом святого Георгия Победоносца за всю историю Российской Империи, насчитывается всего 18 (пятеро до Первой мировой войны и тринадцать во время Первой мировой), так как эта награда сразу возводила человека в потомственное дворянство, что не всегда было удобно для особ духовного звания. Ещё одного священника во время Первой мировой наградили солдатским георгиевским крестом (по другим данным, солдатских георгиевских крестов удостоились четыре священника, и ещё десять — георгиевских медалей «За храбрость»).
Смелых пастырей, не боящихся «положить душу свою за други своя», в русской армии было очень много. И их за проявленное мужество, по преимуществу, награждали наперсными георгиевскими крестами, которые были учреждены императором Павлом I в 1797 году.
Источники Православие.фм , Пермский Партархив
(162)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.