2 декабря — память святителя Филарета, митрополита Московского

Девятнадцатый век принёс России особые духовные испытания. В высшем свете распространились идеи вольтерьянства, было сильно влияние католического монашеского ордена иезуитов. Многие дворяне утверждали, что православное духовенство не имеет достаточного уровня образования, чтобы вести диалог с просвещёнными людьми. Именно в этот исторический момент на московскую кафедру Русской православной церкви взошёл митрополит Филарет — один из самых образованных людей своего времени.

Будущий святитель, Василий Михайлович Дроздов, родился в 1782 году в подмосковном городе Коломна. Мать и отец его происходили из духовного сословия, и будущее сына видели в служении Богу и Церкви. Василий окончил философский класс Троицкой духовной семинарии в Сергиевом посаде, где в совершенстве изучил древние языки — латинский, греческий и еврейский. В двадцать шесть лет он принял монашеский постриг с именем Филарет и получил назначение на должность преподавателя философии и церковной истории в Санкт-Петербургской академии. В 1812 году стал ректором этого учебного заведения, будучи уже в сане архимандрита и научном звании профессора богословия.

Во время Отечественной войны с Наполеоном Филарет отдавал большую часть своего жалования на военные нужды. В эти нелёгкие годы он убедился, сколь велика в народе потребность в духовной пище. Архимандрит с радостью согласился принять участие в переводе Священного писания с еврейского, греческого и латинского на русский язык. Это переложение предназначалось для домашнего чтения, в отличие от церковнославянского перевода, используемого в богослужениях. В 1813 году Филарет вступил в только что основанное Российское библейское общество, взял на себя задачу переложить на родной язык Евангелие от Иоанна, выбрал переводчиков других библейских книг. Благодаря его трудам стало возможным издание полной Библии на русском.

В 1817 году состоялась архиерейская хиротония архимандрита Филарета. Спустя еще пять лет он возглавил московскую епархию. В столице митрополит продолжил писать богословские труды, важнейшим из которых стал «Христианский катехизис Православной церкви». По поручению императора Александра Второго святитель создал окончательную редакцию Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Но не только высокий уровень образования отличал митрополита Филарета. Талантливый иерарх, учёный богослов и государственный деятель был христианином, внимательным к своей внутренней жизни. Премудрость его была освящена евангельским смирением, и порой это воздействовало на людей сильнее любых аргументов. Однажды во время заседания московского благотворительного тюремного комитета известный филантроп доктор Фёдор Гааз стал говорить о том, что даже на рецидивистов недопустимо накладывать наказание, превышающее меру их вины. Председательствующий святитель Филарет прервал докладчика.

— Что Вы всё защищаете рецидивистов? Без вины в тюрьму не сажают!

— А как же Христос? Вы забыли о Христе, владыка!

— Вскричал в сердцах доктор Гааз. Все присутствующие опешили. В аудитории установилась тишина. И в этой тишине прозвучал тихий голос митрополита.

— Нет, Фёдор Петрович. Это не я забыл о Христе, когда произносил свои поспешные слова. Это Христос меня покинул.

Открыто признав свою неправоту святитель стяжал уважение всех, кто при этом присутствовал.

5 августа 1867 года в Москве отпраздновали пятидесятилетие служения Филарета в архиерейском сане. Присутствовавший на торжестве поэт Фёдор Тютчев написал о юбиляре так: «Маленький, хрупкий, с глазами, полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал над всем, что происходило вокруг него. Перед своим апофеозом он оставался совершенством простоты и естественности; казалось, он принимает все эти почести только затем, чтобы передать их кому-то другому, чьим случайным представителем он теперь является»

Спустя три месяца митрополит Филарет отошел в вечность, отслужив в день кончины свою последнюю литургию. На похороны святителя собралась вся Москва. Шли дни, месяцы, годы — и люди убеждались, что митрополит не оставил их в своем предстоянии перед Христом. Об этом свидетельствовали многочисленные чудеса, совершавшиеся по молитвам святителю. В 1994 году архиерейский собор Русской православной церкви прославил митрополита Филарета в лике святых.

Источник: Радио ВЕРА

Некоторые высказывания святителя Филарета (Дроздова)

  • Молитва друг о друге есть лучшее из общений.
  • Бог хочет терпения и надежды, если подвергает душу лишению, для ее испытания и очищения.
  • На порицание лучше отвечать кротостию, нежели порицанием. Чистою водою надобно смывать грязь. Грязью грязи не смоешь.
  • Не бегайте упорно людей, между ними есть люди Божии.
  • Надобно стараться и добрые дела вести с осторожностью, чтобы впереди них не шло наше мудрование и наша воля.
  • С оком подозрительным можно дойти до человеконенавидения; кто хочет иметь любовь к ближнему, тот должен иметь око простое.
  • Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить и убивать, и может быть умягчено, как елей, и тогда будет врачевать.
  • Осуждением ближних много лишаем мы сами себя. Надобно сего беречься и заглаждать сие осуждением и укорением себя, и молиться, чтобы Бог милостив был к тем, которых мы осудили, а к нам вместе с ними.
  • Невидимые, но подлинные грехи видеть иногда препятствуют человеку видимые, но мнимые добродетели.
  • Можно стучать в запертую дверь с молитвою, но с советами можно только войти в отверстую.
  • Каковы бы ни были обстоятельства, унывать не надобно; от уныния делам не лучше, а нам самим хуже.

(17)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели