Митрополит Феодор возглавил праздник Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня, 13 июля 2024 г., митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил празднование Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов в храме иконы Божией Матери «Знамение» города Волгограда. За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Ельшанского округа протоиерей Николай Бабак, настоятель храма протоиерей Сергий Алферов, протоиерей Алексий Бочков, иерей Олег Солопин.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексий Бочков. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Екатерины Алферовой.

В завершение богослужения протоиерей Сергий Алферов приветствовал Высокопреосвященнейшего владыку Феодора:

– Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! От лица всего прихода благодарю Вас за совершение Божественной литургии в день святых апостолов и преподобного Петра, царевича Ордынского, который теперь находится в сонме Волгоградских святых. Их память мы соборно чествуем завтра. А сегодня мы просим Ваших святительских молитв: помоги, Господь, нам Вашими святыми молитвами! Благодарю Вас за совместную службу!

Высокопреосвященнейший владыка Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:

– Сегодня мы чтим память одного из угодников Божиих, уроженца наших краев – выходца из города Сарая, из степей, где жили монголы, под пятой коих находились наши благочестивые предки.

В XIII веке, в 1266 году, умер хан Беркай и его место занял Менгу-Тимур. Среди его окружения был племянник усопшего хана, Даир Кайдагул, который и сподобился видеть приезд митрополита Ростовского Кирилла.

Каждый раз, когда на престол восходил новый хан, русские князья должны были явиться к нему на поклон, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение и получить ярлык на княжение в своем княжеском уделе. В то время очень было распространено христианство, в том числе и здесь, на сарайских землях. Правда, это было христианство арианского толка, но, тем не менее, наша Православная Церковь, православная вера вызывали любопытство и интерес в Золотой Орде. Вот и хан Батый решил послушать из уст святителя Кирилла о вере православной, и тот в 1253 году рассказал ему, кроме всего прочего, о трудах святителя Леонтия, епископа Ростовского, о чудесах, совершаемых им при жизни, и тех, которые совершаются после его праведной кончины.

Этим рассказом был глубоко тронут молодой юноша Даир – он возжелал своим сердцем быть ближе к этой земле, к этим людям, к этим святым.

Случилось, что через некоторое время заболел сын уже хана Беркая. И тогда хан вспомнил о рассказах святителя Кирилла и послал за ним делегацию, чтобы он пришел в Орду и исцелил его болящего сына. Ну, а если бы не исцелил, то стало бы понятно, что вера его тщетная, праздная, и ему, скорее всего, грозила бы мука.

Святитель Кирилл горячо молился у мощей первого ростовского епископа Леонтия и отправился с верой на помощь Божию в далекий путь. Здесь он совершил молитву, окропил святой водой болящего отрока, и тот исцелился. Благодарный хан снабдил святителя Кирилла множеством подарков драгоценных и отправил его восвояси.

А спустя некоторое время юный Даир побежал вслед за епископом Кириллом и просил его взять с собой, в русскую землю, в свой город, чтобы жить там в православной среде, учиться молиться и самому стараться быть ближе к святым. Сначала святитель боялся это сделать, потому что ожидал гнева ханского, но каким-то образом Даиру удалось уговорить святителя. По другим сведениям, Даир сбежал от неминуемой кары своего дяди, который в нем увидел заговорщика.

Одним словом, юноша прибыл в Ростов Великий и там поселился в архиерейском доме. С любовью ходил на богослужения и всегда восхищался красотой соборной молитвы к Богу.

Надо сказать, что в то время в Успенском соборе Ростовского Кремля было два клироса: на одном клиросе пели на греческом языке, а на другом – на русском славянском.

Но, тем не менее, до тех пор, пока не умер дядя Даира, святитель Кирилл не исполнял желание юноши и не крестил его, опасаясь, что вот спохватятся, приедут посланники, и будет беда не только ему лично, но и всем жителям города Ростова. Когда же Беркай почил и в Орде все уже забыли о беглеце, святитель Кирилл окрестил Даира с именем Пётр в честь апостола Петра.

Новокрещеный Пётр, помимо молитвы и изучения Святого Писания, иногда занимался охотой соколиной. И вот однажды он ушел далеко от города, и уже застали его сумерки – так, что он впал, как бы, в сон, в некое забытье, в котором явились ему в видении два великих апостола, Петр и Павел. Ростом они были значительно выше простого человека. Апостолы благословили его построить на этом месте монастырь. По их словам, землю должен был выделить князь. А деньги они дали ему сами: два мешочка – один с золотыми монетами, а другой с серебряными.

И вот, чтобы епископ поверил, они велели юноше пойти на рынок поутру, там выкупить три иконы и с этими иконами прийти в Архиерейский дом. Всю ночь молился Пётр на этом месте, слезно прося своих небесных покровителей о помощи в его дальнейшем жизнеустроении.

Надо сказать, что святитель Кирилл Ростовский очень был дружен с князем Борисом, сыном мученика Василько Ростовского, которого убили татары. Князь Борис так любил Петра, что, как описывает в житии писатель, не вкушал даже без него хлеба, хотел быть все время вместе с ним.

Святителю Кириллу также было откровение свыше об основании обители. Поэтому когда Пётр пришёл в Архиерейский дом, то его как бы уже ждали. А окончательным удостоверением Божьего благословения стали принесенные юношей иконы. В те времена иконы были редкостью, ведь их только писали иконописцы, которых по всей Руси было не так и много, а в Ростове и вовсе не было. Так что само явление этих икон было откровенным чудом и для епископа, и для князя Бориса.

Итак, под строительство монастыря тут же была отмерена земля, получено благословения, заложен храм. Ну а Петра, чтобы как-бы привязать к своей земле, князь Борис женил на знатной, очень красивой девушке. У них была прекрасная семья, много детей, они жили долго и счастливо. И после смерти своей супруги, уже в преклонном возрасте, Петр принял монашеский постриг и ушел в монастырь, им же и основанный. Там он и предал спустя годы душу свою в руци Божии.

Этот монастырь существует и сейчас. Он не так давно был возвращен Русской Православной Церкви. В печальном, правда, состоянии – поруганном, разрушенном, как и многие русские монастыри после советского периода.

Но, тем не менее, сегодня там течет монашеская молитва и, конечно, чтится память основателя и дарителя – преподобного Петра, царевича Ордынского. Его же и мы чтим как выходца из нашей земли и как пример той жизни и проповеди наших благочестивых предков.

Посмотрим и на себя: наша жизнь, наша молитва, наша вера, сможет ли кого-то обратить из язычества в православие?

К сожалению, даже дети наши нас не всегда слушают. С печалью часто рассказывают мамочки о том, что ребенок не хочет ходить в храм, не хочет исповедоваться, не хочет причащаться. Ну а что спрашивать с родителей, если они сами редко посещают церковь? От нас, возлюбленные, очень многое зависит! Будущее русской земли, будущее наших детей, наших внуков зависит от нашей конкретной жизни. Не нужно думать, что кто-то из космоса, с неба прилетит, или придет такой великий и за нас все сделает – Господь созидает спасение через каждого из нас. Спасение не только наше личное, но и спасение нашего православного общества.

Всех Вас еще раз поздравляю с праздником, причастников – сугубо с принятием Христовых тайн!

Митрополит Феодор пригласил верующих в кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского на богослужения в честь Собора Всех святых, в земле Волгоградской просиявших.

Фото: Зоя Казьмина

(53)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели