Митрополит Феодор: «Самое страшное – это неблагодарность»
Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Федора после Божественной литургии в Неделю по Воздвижению в Александро-Невском кафедральном соборе г. Волгограда.
Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с сегодняшним днем воскресным и попразднством Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.
Сегодня мы с вами слышали в одном из Евангельских повествований притчу, в которой некий господин – царь – устраивает праздник для своего сына и приглашает на эту вечерю избранных друзей. Но друзья оказались таковыми только внешне, а внутренне повели себя как настоящие враги: не просто отказались и не пошли, но тех, кто был послан их пригласить, избили, а кого-то даже убили.
Несложно представить, дорогие братья и сестры, директора предприятия или начальника отдела, который на свой день рождения приглашает подчиненных, а они подобным образом ему отвечают, тем самым показывая свое открытое пренебрежение и вражду.
Что же делает этот царь со своими оказавшимися неверными рабами? Он их предает смерти.
Тем не менее вечеря организована, трапеза накрыта, телец упитанный заколот, а есть места свободные. Тогда царь повелевает слугам пойти по дорогам собрать всех, кого найдут – и достойных, и недостойных, пока не наполнится трапеза возлежащими.
Когда трапеза исполнилась, царь обходит гостей и обнаруживает одного человека, который оказался в ризах небрачных. На древнем Востоке существовала традиция – когда на большой праздник приглашали гостей с улицы, обычно у входа предлагалось надеть чистую одежду. Но в данном случае гость отказался и от этого.
Почему Евангелист Матфей (вернее, Сам Христос), акцентирует внимание на этом человеке? Потому что он захотел вкусить от богатой трапезы, получить блага, но остаться независимым и подчеркнуть свое негативное отношение к устроителю вечери. Не оделся, так веди себя как подобает приличию торжества. Когда царь спрашивает: «Друг! Почему ты пришел в ризах небрачных?», тот не находит, что ответить.
Господин в назидание всем гостям приказывает связать виновного и выкинуть в ночь кромешную. Что такое «кромешная ночь» на Востоке? Это холод, это шакалы, гиены, разбойники, страдания и неминуемая смерть.
Вот, братья и сестры, нам понятна участь тех, кто отверг Евангельскую проповедь и не принял крещение во Имя Христа. Но встречаются в нашем церковном и гражданском обществе такие люди, которые желают пользоваться благами и церковными, и государственными, в то же время не желая находиться в лоне, в одной семье.
Как говорят святые отцы, самое страшное – это неблагодарность. Благодарный человек ценит то, что дает ему Бог, служит ближним этими дарами и ему приятно давать. Но тот человек, который не научился благодарить за то, что имеет, потеряет и то, чем, казалось бы, владеет.
Пример Евангельской притчи учит быть целостной личностью: уж если ты осуждаешь человека, если считаешь, что он недостойный, так и открой свою позицию. Но если ты принимаешь его благодеяния, то не злословь и не хули, а скажи о нем доброе слово, потому что он пропитал тебя.
Будем, дорогие братья и сестры, не только благодарить, но и сами стараться оказывать друг другу благодеяния, ибо в этом доброделании изменяется злое сердце, постепенно меняются и помышления – становится все больше тех, что располагают нас к молитве и общению с Богом.
Всех вас поздравляю с праздником, желаю помощи Божией, Ангела всем Хранителя. А всех причастников поздравляю с принятием Таин Христовых.
Слава Тебе, Боже.
(36)
Комментарии (0)
Нет комментариев!
Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.