ИСПОВЕДНИК ВЕРЫ ПРОТОИЕРЕЙ ИАКОВ ГОРОХОВ

Иаков (Яков) Петрович Горохов родился в г. Камышине в 1880 г. в семье протоиерея.  Его отец Пётр Яковлевич долгое время был миссионером в Царёвском уезде, в 1908 г. его перевели в Астрахань, назначили епархиальным миссионером, председателем Кирилло-Мефодиевского братства. В 1916 году во время поездки в Саратов о. Петр Горохов заболел плевритом, после этого часто чувствовал себя плохо, а 3/16 мая 1918 г. скончался в Астрахани.

Сам Иаков Петрович учился в Московской духовной академии. Примерно в 1904 г. он женился. В 1905 г. родился первый ребёнок, дочь Валентина. В 1907 г. появился на свет сын Николай, в 1914 г. — дочь Августа, через два года сын Серафим. К 1920 г. в семье уже было 5 детей, младшему ребёнку было 3 месяца, но он, видимо, умер, поскольку в позже о нём уже не упоминается. В одном из документов описывается внешность священника: среднего роста, глаза голубые, волосы тёмно-русые, борода чёрная. Настоятелем Вознесенской церкви г. Камышина Горохов стал в 1914 г., а в 1915 г. переехал в Царицын, настоятелем Успенского собора. Проживал в собственном доме на ул. Пушкинской, 10. В 1917 г. его арестовали представители Временного правительства за отказ служить в соборе после переворота, 7-8 дней он находился под стражей, потом отпустили на поруки.

Отец Иаков активно участвовал в общественной жизни города и епархии. 8-12 августа 1917 г. он присутствовал в Саратове на епархиальном собрании, на котором выбирали депутатов на Поместный собор и саратовского архиерея. Вероятно, он был сторонником епископа Гермогена, поскольку в «Саратовских епархиальных ведомостях» указывается, что протоиерей И(аков) Горохов заявил резкий протест против открытой баллотировки. В другом месте упоминается, что царицынский делегат выступил против явно нацеленного на недопущение на кафедру епископа Гермогена пункта о том, что кандидатом не может быть ранее служивший в епархии и удалённый из неё высшей церковной властью.

20 июня 1918 г. И. Горохова арестовали большевики за то, что он на заутренней ектинии поминал императора Николая II. Батюшку сразу поместили на барже, потом перевели в дом Голдобина.

Дом Голдобина, в котором отец Иаков находился в последние дни ареста, стоял он почти у устья реки Царицы. Большевики приспособили подвалы под конюшни, в лучших комнатах были устроены канцелярии, а на втором этаже — арестантские помещения. Здесь тоже люди спали на полу, но даже для этого места не хватало. Дом не отапливался, люди мёрзли. Расстрелы проводили во дворе или на песчаной косе на реке напротив дома. Некоторые расстрелы проводились на кладбище или во рву, в полутора верстах от города. Там были найдены 3 ямы с трупами. По подсчётам занявших город белогвардейцев, всего в Царицыне было убито 3 тысячи человек. Возможно, в этих цифрах было некоторое преувеличение, после захвата города белыми в сквере около Александро-Невского собора было захоронено небольшое число жертв, но отцу Иакову, как и остальным заключённым, пришлось испытать ужасы местной чрезвычайки.

Протоиерей Иаков Горохов активно поддержал приход белых в город. 17 июня (ст. стиля) они захватили Царицын, а 19 июня/2 июля 1919 г. в Царицын прибыл командующий армией П.Н. Врангель. В тот же день Петр Николаевич отправляется в Александро-Невский собор, где протоиерей Горохов, который назван в газетах настоятелем собора (видимо, в это сложное время царицынский архиерей Дамиан временно перемещает его в главный городской храм), проводит молебен, обращаясь после него с приветственной речью к командованию и воинам Кавказской армии. Поздно вечером этого же дня в Царицын на поезде прибывает главнокомандующий Вооруженных Сил Юга России генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин. На следующий день в 11.00 организуется торжественная встреча главнокомандующего. После обхода войск, стоящих на площади, он обращается с речью к солдатам. Городская управа преподносит Деникину хлеб-соль. Затем в Александро-Невском соборе прошел молебен, и снова с приветственной речью на этот раз к Деникину обратился протоиерей Горохов. Он перечислил беды, которые обрушились на царицан при большевистском правлении, сделал несколько антисемитских выпадов.

Но о. Иаков оставался и настоятелем Успенского собора, так как 27 июня 1919 г. в белогвардейской газете «Неделимая Россия» публикуется объявление: «В воскресенье 30-го июня в старом Успенском Соборе после ранней литургии, назначается общее собрание прихожан, по важным приходским вопросам. Протоиерей Иаков Горохов».[1]

После возвращения большевиков его арестовали, провели допрос 29 февраля 1920 г., завели дело №102/599 на него и Ефима Алексеевича Ильинского (он был на 12 лет старше). Во время допроса Я.П. Горохов заявил: Сейчас я подчиняюсь советской власти добровольно, вижу в её господстве волю Божию. Под давлением обстоятельств, он добавил, что за последние шесть месяцев видит изменения в лучшую сторону: отношение к религии, смертная казнь, сравнительная свобода личности.

5 марта был составлен новый протокол по обвинению Я.П. Горохова в противодействии советской власти. Отец Иаков не признал себя виновным. Он напомнил, что время пребывания Добрармии спас от ареста нескольких красногвардейцев и коммунистов. Среди им спасённым от преследований назывались священники Племянников (Дубовка), Благовидов. По его просьбе была отменена казнь бывшего комиссара паровой мельницы коммуниста Засухина и др. Следователь Петров в тот же день составляет постановление, в котором признаёт, что обвинение не вполне доказано, но заключает, что обвиняемый может быть заключён под стражу до окончания следствия. 8 (18?) апреля 1920 г. было принято постановление коллегии Царицынского губЧК. В нём говорилось: Признать священников Горохова и Ильинского виновными и подвергнуть высшей мере наказания, но, принимая во внимание чистосердечное раскаяние и изменение взглядов в пользу советской власти, освободить условно. В случае параллельного преступления привести приговор в исполнение. Постановление подписали Чашин и Почаваннов, секретарь С. Зеленский.

1 апреля следующего года царицынскими чекистами было перехвачено письмо из тюрьмы от сидящего там иеромонаха Матвея (Олейника), на котором рукой Я.П. Горохова был подписан адрес «Его Преосвященству Преосвященнейшему Анатолию, Епископу Енотаевскому».

Передавала письма Я.П. Горохову надзирательница Пронина, 1884 г. рождения, уроженка Шуйского уезда Владимирской губернии. Она была арестована 25 апреля, впоследствии признана виновной и заключена на 3 года в тюрьму.

21 апреля отца Иакова снова арестовали и отложенный приговор возымел действие. На следующий день уполномоченный секретарь Царгубчека Беленков предъявил священнику обвинение в том, что он продолжил контрреволюционную деятельность. Постановление отмечало, что Я.П. Горохов всячески способствовал в сношении заключённых в губтюрьме имеромонаха Матвея (Олейника) и других с лицами, находящимися на свободе, в т.ч. с астраханским епископом, передавал письма, в которые содержались предупреждения об обысках, о том, что необходимо постоянно быть на страже и пр. Была принята мера пресечения — содержание под стражей.

23 апреля произвели обыск в доме по ул. Успенской, 2 (вероятно, адрес храма) и нашли переписку сидящего в тюрьме иеромонаха Матвея (Олейника), в которой намечались действия в ответ на выступления расстриги Илиодора. Отец Матвей хотел каким-то способом освободиться (в протоколе стоит: «опутать следователя»), чтобы вести борьбу с этим авантюристом. Кажется, чекисты были на стороне Илиодора, поскольку они отрицательно характеризуют М. Олейника, упоминают, что он в Царёве успел произвести религиозную смуту, разбил верующих на два лагеря.

29 апреля священника временно освободили под подписку о невыезде из Царицына. 20 мая 1921 г. уполномоченный секретарь Беленков составил заключительный акт с упоминанием всех обстоятельств дела, подписал этот документ начальник секретного отдела Царгубчека Н. Французов.

29 мая протокол № 15 определил: Горохова Я.П. расстрелять. На следующий день было подписано постановление членов коллегии, утвердивших этот протокол. Спустя день был составлен акт №18, подтвердивший, что в присутствии врид (временно исполняющего должность) коменданта Царгубчека Ф. Степаненко, уполномоченного Як. Нелипа, Ив. Балакина, Н. Французова и зам. начальника губтюрьмы Семёна Лысова приговор на Горохова Якова Петровича приведён в исполнение в ночь на 31 мая 1921 г. в 2 часа ночи.

1 июля 1921 года в губЧК обратились прихожане Успенского собора с просьбой сообщить им «об участи нашего доброго пастыря, жив ли он», как им поминать — «о даровании здравия или за упокой его души». На этом письме была начертана резолюция: «Поминайте за упокой».

          5 августа 1996 г. старший советник юстиции А.Д. Ермолаев изучил дело священника Я.П. Горохова и пришёл к выводу, что на него распространяется действие статей 3 и 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г.

Профессор ВГСПУ, доктор филологических наук В. И. Супрун, кандидат философских наук С. М. Иванов.

[1]Неделимая Россия (Царицын). № 7. 27 июня 1919 г. с. 4.

(23)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели