Не закапывай в землю своё дарование

Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора во Вторник Страстной седмицы после Литургии Преждеосвященных Даров в храме Архангела Гавриила.

 

«Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща,

недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.

Блюди убо, душе моя, не сном отяготися…»

Тропарь, глас 8, воспеваемый в первые три дня Страстной седмицы

 

Досточтимые отцы, братья и сестры!

Закончился Великий пост. Мы переживаем совершенно особенные дни, именуемые Страстными, когда вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его страдания, предательство Иуды. Мы вспоминаем Его слова, Его притчи, через которые Он старался донести до людей глубокий духовный, Божественный смысл.

В сегодняшний день Святая Церковь поёт умилительный тропарь, который усвоился в чине монашеского пострига: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися…»

Сегодняшняя притча о десяти девах о том же – о бдении.

– Удивительное дело, – замечает святитель Иоанн Златоуст, – Десять дев сохранили целомудрие ради Господа, но из них лишь пятерых Христос называет мудрыми, а остальных – юродивыми. Если девы, то почему юродивые?

Потому что мудрые не только хранили чистоту телесную, но старались приобрести благодать Святого Духа добрыми делами. А девы юродивые, ленивые, об этом не радели – поступали по возможности, как получалось.

В притче мы ясно видим: каждая душа христианская живёт в ожидании встречи с Женихом Небесным, Господом нашим Иисусом Христом. Но даже если мы внешне, телесно соблюдаем все заповеди Божии, но не имеем добрых дел, то светильники наши погаснут, и мы не будем готовы к пришествию Иисуса Христа.

Что же делать нам? Об этом Христос прикровенно говорит в другой притче – притче о талантах. Одному рабу господин поручил пять талантов, другому – два, третьему – один.

– Что же делать с талантами? – спросите вы.

Умножать.

Не закапывай в землю своё дарование, а постарайся приумножить: преврати один талант в два, три – в пять, пять – в десять, десять – в сто. Ибо каждый для этого имеет возможность, но, как мы видим в притче, не каждый имеет желание.

Осудив своего домовладыку – назвав его человеком несправедливым, жнущим там, где не сеял, и берущим то, что не клал – не стал трудиться, но вернул только то, что получил. Господь называет его «мнящим еже имети»: то есть, человек только думает, что имеет что-либо, на самом же деле все, чем он владеет, ему дали. Если же он не использует на добро, не преумножает данный ему талант, то в конце концов теряет не только его, но и вечное наследие с Господом.

В следующей притче Господь ещё более детально и понятно нам объясняет, как умножать эти таланты: «жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.» (Мф. 25:35-36)

Это и есть те дела добродетели, которые символизирует елей. Недостает ли нам возможностей для этих дел? Отнюдь. Каждый имеет такие возможности, и Христос говорит: «бдите убо». Что значит «бдеть»? Значит, «не спать». Но только ли не спать? Представьте себе стражника, который несет караул у городских ворот и смотрит, кто в них въезжает. Этот стражник не спит, всех видит, но без ограничения пропускает и врагов, и друзей. Какой смысл в этом стражнике и в его бдении? Лучше бы он спал, тогда можно было бы какое-то снисхождение иметь: «Заснул, простите». А здесь не спал, но не имел рассуждения и пропускал всех.

Вот так и человек. Казалось бы, вроде не спит, бодрствует, но ум его не в состоянии отделить доброе от плохого и принимает как греховные помыслы, так и добрые. От этого нас Господь и предостерегает. А тренироваться в определении добра и зла мы должны через совершение добрых дел. Тогда будем в добре утверждаться и укрепляться, а от зла невольно станем отвращаться. Но похожие на жён юродивых получат то же, что и они получили: окажутся за дверями Царства. Стучали они в двери, молили: «Господи, открой нам!» Он отрёкся от них, как от незнакомых: «Не знаю вас, кто вы такие. Идите в тьму кромешную».

Да не услышит наше ухо, возлюбленные братья и сестры, эти страшные слова! Пока есть время, будем бдеть над душой своей, чтобы ничто греховное, скверное, плотское в неё не вошло. Будем стараться, чтобы каждая возможность была для нас возможностью приобретения добрых дел, дел добродетели.

И тогда внидем в Царствие Божие с мудрыми девами.

Аминь.  

(24)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели