«Душевныма очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду…»

В этот день, в 6-е воскресенье после Пасхи,  Святая Церковь вспоминает не только об исцеление слепорожденного — человека, не имевшего собственного представления о реальном мире. Гораздо важнее его духовное прозрение, способность увидеть Свет. Не только свет чувственный важен для человека, но и Свет просвещающий ум: каждый христианин призван хранить в себе этот Свет, принадлежащий не самому человеку, а Богу.

Господь говорил в Евангелии о Себе, что Он — это Свет миру. Слова эти многое значат. Он Свет мира как Творец, как Пославший солнечный свет земле, как Свет ума для познающего этот мир, Свет духовный для того, что ищет Истину, и для любого рождающегося человека, который открывает глаза. И Свет даже для того, кто слеп и не видит, но живет: Господь через другие органы чувств руководит его жизнью.

А фарисеи и все те, кто требовал от исцеленного отречься от Исцелившего, остаются слепыми — для них нестерпим этот настоящий Свет. О таких апостол Иоанн Богослов, которого мы вспоминаем сегодня, говорил, что люди возлюбили больше тьму, нежели свет, потому что дела их были злы.

Об исцелении слепорожденного рассказывает 9-я глава Евангелия от Иоанна. Только что Христа хотели побить камнями за Его проповедь в храме, и Он ушел прочь. И вот, идя вместе с учениками, увидел слепого, просящего милостыню.

Апостолы спрашивают Спасителя о том, чем согрешил слепорожденный или его родители. И получают ответ об особом Промысле Божием об этом человеке — никто не согрешил из них, нельзя никого винить, хотя так было бы проще. С трудом вмещается понимание этого Промысла, этой Славы Божией, этого Света в похожей ситуации с Иовом Многострадальным: даже его друзья пытаются найти какой-то грех, вину как причину злоключений.

Спаситель плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Фарисеи и храмовые служители в чудо не верят и, допрашивая то родителей слепорожденного, то его самого, пытаются выяснить, в чем подвох, и уличить их во лжи! Но в итоге исцеленный в простодушии своем обличает своих допросчиков, говоря: …Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Уязвленные фарисеи выгоняют его с раздражением: Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь!

Христос, узнав, что его выгнали, Сам находит его и спрашивает: Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы.

Тропарь Недели о слепом

Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся, / яко благоволи плотию взыти на крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным воскресением Своим.

Кондак Недели о слепом

Душевныма очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме свет пресветлый.

По материалам сайта ФОМА.ру

(103)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели