Митрополит Феодор: Куда мы бежим?

«Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни»

Псалом 54:8

Возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с сегодняшним днем.

Не только в Великий пост и не только преподобные, но Сам Господь призывают нас иногда удаляться в пустыню. Причём царь пророк Давид уточнил: «Се, удалихся бегая…» (Пс.54:8). То есть просто так медленным шагом от искушений, от соблазнов лживого века сего ты не уйдёшь. Нужно прикладывать все физические и духовные усилия: буквально бежать от греха, как учит наша матерь Святая Православная Церковь.

Мы знаем, что многие преподобные отцы уходили в монастырь, но позже и монастырская жизнь им казалась суетной. Они ходили в пустыни, создавали скиты. У преподобного Серафима было две пустыньки, ближняя и дальняя, в которых он не только искал уединения от соблазнов мира сего, но бесшумной, безмолвной, умной сердечной молитвы Богу, которой никто не может мешать.

Протоиерей Валентин Свенцицкий в своей книге «Монастырь в миру» призывает всех, кто не принял монашество, не помышляет об этом, живет жизнью семейной, казалось бы, обычной, сотворить монастырь, обитель Духа Святаго в своем сердце, под кровом своей души. Иногда, чтобы там были покой, мир, чтобы было согласие в первую очередь с самим собой и с Богом, человеку нужно удалиться от некоторых внешних раздражающих факторов.

Бывает так, что человек закрывается в своей келье и наступает мир, утихает шум за порогом, но в сердце он покоя не находит, потому что страсти живут там совершенно свободно и мучают с ещё большей силой, с ещё большим ожесточением нападают во время молитвы, при попытках отстать от греха, исправить жизнь. Тогда человек начинает ощущать, что же он стяжал в своём сердце. Насколько сильна эта брань, насколько сильно смятение чувств, настолько глубоко и укоренились страсти. Значит, настолько нужно сильнее бежать от них, не оборачиваясь, иначе мы уподобимся неразумной жене Лота, которая, хотя и побежала за мужем от греха содомского, но обернулась, как бы сожалея о том, что оставляет, и превратилась в камень.

Так и любой человек, любой подвижник, любой христианин: вроде уходит от греха, казалось бы, оставляет какую-то страсть, но ему жалко с ней мгновенно расстаться. Он мучает ее, как ту несчастную собаку, отрубая ей хвост по частям. Сделал шаг и обернулся, сделал шаг и обернулся: «Может, ещё немножко побыть с этой страстью? Столько лет мы с ней дружим». Но, как говорится, «уходя, уходи». Если уж ты решил жить со Христом, тогда не должен иметь ничего общего ни с дьяволом, ни с греховными пороками, которые он, увы, обильно засевает в нашей душе, в нашем сердце.

Се, удалихся, бегая. Вот мы с вами бежим от греха. Куда же мы бежим? «…водворихся в пустыни» (Пс.54:8), то есть там, где это искушение минимально, насколько это возможно вообще для нас.

Нужно найти эту пустыню в своей жизни, по крайней мере не создавать из нее балаган, проходной двор.

Мы сами иногда привлекаем к себе эти грехи. Некий подвижник увидел беса, сидящего на заборчике и – болтающего ногами:

– А ты чего сидишь, ничего не делаешь?

Бес отвечает:

– Мне не нужно ничего делать. Люди сами все делают уже самостоятельно.

Пусть пример преподобного Мартирия побуждает нас к изменению своей жизни, побуждает к поиску, к безмолвию: хотя бы несколько минут побыть в тишине сердца. Даже когда мы молимся, читаем келейные молитвенные правила, это очень сложно сделать. Мои мысли, как говорится, «мои скакуны»: не дают спокойно к Богу обратиться, постоянно отвлекают. И вот, телом нахожусь в церкви, дома перед иконами, а душой, сердцем, умом витаю, как неприкаянный дух, с кем-то разговариваю, с кем-то ругаюсь, на кого-то обижаюсь, кому-то желаю зла: что только не происходит со мной во время молитвы!

И вот вопрос: молитва ли это? Как Господь её примет? Примет ли как молитву, как разговор с Богом?

Вот, например, приходит мальчик и начинает вертеться перед родителями. Что они скажут ему?

– Прекрати! – одёрнут его, шлепнут, чтобы он пришёл в себя.

Вот иногда такой божественный шлёпок и до нас достаёт, чтобы прекратили вертеться внутри себя, наконец, остановились и увидели, куда мы вообще идём? Что мы собираем в житницы своего сердца? Куда бежим: от греха или, наоборот, ко греху?

В этом каждый из нас должен разобраться, сделать правильные выводы и исправить свою жизнь. Хоть на один шаг стать ближе к Богу.

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры поздравляю с престольным праздником. Желаю помощи Божьей, крепости сил на предстоящем подвиге Великого поста.

Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор,

храм святого праведного Иоанна Кронштадтского

г. Волгоград

14.03.2024

(52)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели