Семинар «Святоотеческое наследие» как площадка для подготовки миссионеров

Занятия по изучению наследия святых отцов проходят в Царицынском православном университете. Знакомство с материалом началось с трудов преподобного Иоанна Дамаскина. Семинар ведет руководитель миссионерского отдела Волгоградской епархии настоятель Богоявленского прихода протоиерей Александр Сазонов. О том, как возникла идея организовать такие занятия и на кого они рассчитаны, беседуем с куратором миссионерского отдела Волгоградской епархии Галиной Лихачевой.

damaskin

— Галина, как появилась идея семинара, это была инициатива отдела?

— Такая инициатива возникла давно, когда мы ездим в миссионерские поездки, пытаемся за время путешествия разобрать одну святоотеческую книгу. Раз в год отдел организует поездку: мы едем на несколько дней, живем в монастыре и пытаемся там изучить наследие святых отцов. А теперь решили сделать такие курсы уже здесь, стационарно, потому что не получается изучать серьезные труды наскоком.

 — Какие цели у семинара «Святоотеческое наследие»?

— Для миссионерского служения человеку необходимо над собой потрудиться, чтобы с помощью Божией стать благовестником Христа. Бог – всегда Тайна и в благовестии мы к этой Тайне приближаемся, приобщаемся. Нам нужно научиться богословствовать. Но богословие это не только слово к Богу и о Боге, это слово Бога к нам, данное нам в Божественном Откровении – Священном Писании и Священном Предании. И если человек чувствует в себе жажду познать Бога и стремится постичь смысл и содержание богословия, то делать это необходимо не одному, а под руководством священнослужителей, что позволяет воплотить наш семинар. В семинаре участвуют священники и  это дает нам, с помощью Божией, пройти по царскому пути не уклоняясь ни в какие крайности, не впадая ни в какие ереси, которые сам будешь изобретать, изучая Отцов в одиночестве.

—  Почему знакомство со святоотеческим наследием начали именно с трудов преподобного Иоанна Дамаскина?

— Изучение мы начали с произведения преподобного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», и на то есть несколько причин. Во-первых, духовным послушанием преподобного Иоанна была проповедь в храме Гроба Господня в Иерусалиме, вторая причина – его труд является первым систематическим катехизисом, в нем он опирается на святых каппадокийцев, святителя Кирилла Александрийского, Ареопагитский корпус, преподобного Максима Исповедника, святителя Афанасия Великого.

Но самая главная причина, что труд не является учебником по догматическому богословию в современном понимании. Догматы, которые излагает преподобный, должны стать для читающего основами аскетического делания, восхождением к своему собственному спасению. Это такой труд для спасающихся и тем более для тех, кто хочет другим показать путь ко спасению. Будем стараться изучать труд неспешно, внимательно, с желанием постичь написанное, и совмещая с молитвой и обращением к Священному Писанию. По преподобному Иоанну Дамаскину, нежелание знать, отказ от стремления к знанию – это ересь.

— Какова структура занятия, как проходит семинар?

— Принцип построения такой: труд святого поделен на части, в них выделены темы, и каждый участник готовит одну из тем. Если тем меньше, чем людей, некоторые готовят одинаковые темы. В течение месяца участники самостоятельно изучают всю часть. На семинаре по порядку каждый рассказывает свою тему, остальные могут дополнять и задавать вопросы. Мы стараемся не спешить, чтобы дать возможность всем уяснить материал. Тем более, труд преподобного был написан в жанре сотниц (в современных публикациях произведения вводится деление, которое предложила средневековая католическая схоластика).

Произведение Иоанна Дамаскина служит наставлением для тех, кто подвизается в духовной жизни. Чем лучше мы уясним и впитаем этот труд, тем большая духовная работа будет совершаться в нашей душе. Ведь, как говорил преподобный Серафим Саровский: «Именно, в духовном подвиге — стык догматики и аскетики (делания), догматики и молитвы».

—  Как прошло первое занятие?

 — На первой встрече была живая дискуссия и неподдельная заинтересованность. Семинар показал, что нам многому предстоит научиться: просто и точно высказывать свои мысли, слышать собеседника, не уходить от заданной темы, не многословить.

Преподобный Иоанн Дамаскин писал: Желающему говорить или слушать о Боге, конечно, должно ясно знать, что из относящегося к учению о Боге и Воплощении, как не все неизреченно, так и не все может быть выражено речью; и не все недоступно познанию, и не все доступно ему; и одно есть то, что можно познать, и другое — то, что можно выразить речью, подобно тому, как одно — говорить и совсем другое — познавать».

Как показала практика, нам и то, что можно выразить речью, не всегда удается. Семинар может стать площадкой для развития риторики и средой, где можно с единомышленниками постигать самое дорогое для нас — Бога.

— В процессе семинара могут присоединиться новые участники, это может быть любой желающий или только приходские миссионеры?

— Любые прихожане храма, которым интересно святоотеческое наследие и которые хотели бы участвовать в миссионерском делании, могут присоединиться к нам, мы будем рады их видеть.

Очередное занятие в рамках семинара «Святоотеческое наследие» запланировано на 27 декабря, начало в 18:00 в аудитории Богословского факультета ЦПУ (3 этаж). Встречи проходят каждый последний вторник месяца.

Подготовила Екатерина Ландина

(141)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели