Слово митрополита Феодора на праздновании в честь игумении Арсении

Ваше Преосвященство, досточтимый владыка Елисей, матушка игумения  Георгия с сестрами, дорогие отцы, братья и сестры. Всех вас сегодня приветствую со светлым праздником – днем почитания преподобной и богоносной матери нашей игумении Арсении Усть-Медведицкой. Наверное,   многие из нас читали книгу игумении Арсении. А кто нет читал, наверняка слышал и имеет возможность ее прочитать.

В этой книге рассказывается   о жизни удивительного человека, о ее искании истинного Бога, и настоящего, не ложного, не мечтательного учения о Христе, Господе Нашем.

Надо отметить, что она жила в те самые дни, когда и святитель Игнатий Брянчанинов, и Феофан Затворник   задавались теми же самыми вопросами – как в христианском мире, соблюдающем все формы религиозной жизни, отыскать тонкую нить истинной духовной жизни.

Игумения Арсения согласно учению святителя Игнатия говорила о том, что очень сложно найти в мире человека близкого по духу. Даже в церковной среде их очень сложно найти. И вот, в поисках истинного учителя, Господь Своим Божественным промыслом ссудил ей познакомиться со схимонахиней Ардалионой, которая, казалось, была никем не замечаемая, никому не нужная, а более того всеми гонимая. Гонимая как некое отрепье, какая-то странная  монашка, которая не вмещалась в рамки формальной христианской монастырской жизни. Но она умела за внешней одеждою юродства сохранить огонь живой веры и живой любви ко Христу.

Теплоту этого огня, чистоту этого огня увидела и почувствовала будущая игумения Арсения. И всей душой прилепилась она к своей духовной матери, хотя, скажем честно, учиться духовной жизни непросто, а тем более у человека, который юродствует.

Но бывшая генеральская дочка пошла на это в своем духовном опыте. А надо сказать, что она пешком предприняла путешествие до Киева и обратно, ездила в Иерусалим. Она поняла, что не во внешней форме кроется истинное покаяние, истинная вера, истинная любовь ко Христу. Не в милом таком смиренничании, и не в надменном молитвенном подвиге, а где-то там, в глубине сердца. И это состояние, согласно учению древних отцов, она определила как смирение. Смирение — это то состояние духа, которое позволяет человеку приобрести все духовные дарования, читаем мы на свитке, который она держит в руке на иконографическом изображении.  Действительно, смирение — это та дверь, которая открывает сердцу благодать, Божественную благодать. Оно делает открытым доступ Божественного промысла и Его милости. Но как достичь этого состояния? Вот вопрос всей нашей с вами жизни.

Многие отцы дают определение этому слову, этому состоянию, этому духовному феномену. Но по существу все согласны в одном – это таинство и чудо Божие, которое дается человеку как некий дар за его желание и его труды приобрести через смирение Божественную Благодать и Единство с Господом нашим Иисусом Христом. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, о том, что есть единственное место, на котором человек может принести любую жертву Богу – это место смиренное сердце. Если сердце не будет смиренным, что бы мы с вами не делали, хоть кровь проливали, хоть ночные поклоны клали, голодали сутками, неделями, месяцами, все это Богу не угодно. Дух сокрушен, сердце смиренно – вот то, что Бог ожидает от нас.

 

«Сыне, даждь Ми твое сердце». Слышите, не кошельки, не какие-то подвиги, сердце свое открой. Это самое сложное для нас. Но сердце открывается трудом, отречением самого себя, всех тех ценностей, которыми мы себя окружили. И это, наверное, самое сложное — отречься их, отречься самого себя.

Преподобная Арсения перенесла лукавство современного мира и огонь богоборчества. Пребывая в нетленных мощах, она претерпела надругательства и кощунства. И то, что сегодня мы не имеем возможности приникнуть к ее нетленному телу, говорит о том, что мы еще с вами не стали этого достойны.

Господь через руки верных Своих сокрыл от нас это духовное сокровище. Но, впрочем, если мы будем с вами искренне молиться и просить Бога, то по слову Христа откроется нам и эта дверь духовная. Но прежде мы должны сами измениться.

Мне бы хотелось сказать слова благодарности матушке игумении Георгии с сестрами за те труды, которые они положили в течение 18 лет на этой пустыни, превратив ее в благодатный духовный источник, к которому нынче идут люди не только с Волгоградской  земли, но совершенно из других регионов Российской Федерации. Потому что, как говорит русская поговорка, к сухому источнику за водой не ходят. Значит, здесь есть что почерпать, есть чем утолить духовную жажду.

Мне хочется отметить, что вместе с возрождением стен и украшением камня здесь чувствуется теплота молитвы и благодать Святого Духа. Что, конечно, является наиболее важным и главным в нашей духовной жизни.

На день памяти преподобной Арсении читается Евангелие о святых девах. Мы слышали его вчера и сегодня. Мир, в притче Спасителя, как бы делится на две части: на разумных и юродивых или безумных. Разумные сохранили светильники, и взяли в запас с собой масло, чтобы можно было эти светильники держать зажжёнными на протяжении всей ночи. А неразумные поленились. И когда они задремали, то услышали голос: «Се Жених грядет в полунощи». А светильники-то у них уже угасают.

Как писала сама Матушка, светильник — это образ благодати Духа Святаго, в свете которого должен светить каждый православный христианин. И эта благодать должна в нас быть с избытком, а не на самой грани тления. Всегда с запасом, чтобы мы могли этой благодатью поделиться с другими. Эта благодать Духа Святаго стяжевается многими трудами, скорбями и болезнями.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что эти девы с одной стороны благословенны, потому что сохранили чистоту своего тела, они были целомудрены. Но с другой стороны, кроме этого они ничего больше Богу не принесли. Никаких трудов, ни подвигов, ни молитв, и потому оказались вне царственного чертога. А те, кто сохранит и внешний, и внутренний свой мир, наследуют жизнь вечную в обителях Отца Небесного. Сегодня день особой благодати для каждого из нас. Мы можем наполнить светильники своего сердца, чтобы в нем всегда горела любовь и благодарная молитва к Богу…

Мы вчера рассуждали: идти нам крестным ходом или не идти. Сомневались. Немножко спорили. Потом решили возложить на промысл Божий. Как Господь даст. Если есть воля Божья – пойдем, нет – не пойдем. А как узнать волю Божью? Если будет дождик, значит Господь сказал: сидите на месте, никуда не ходите и так с вас довольно. Ведь обещали же по прогнозам дождь с утра.

Но Господь благословил нам сделать благодатный Божественный дождик из окропления святой воды. Значит, Господь побуждает нас к действию, ожидает от нас больше, чем мы хотим, на что мы способны. Этот потенциал духовной жизни, который порой мы сами в себе скрываем, Господь пытается в нас открыть, в том числе и через память Своих преподобных угодников Божиих.

Будем чаще стараться в храме Божием возносить свои молитвы преподобной Арсении, чтобы она помогла нам создать наш внутренний мир и открыть дверь навстречу Богу, которая называется смирением. С праздником вас дорогие отцы, братья и сестры.

 

(151)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели