В Волгограде освятили колокола Александро-Невского собора

Чин освящения колоколов для строящегося собора Александра Невского совершил 20 мая митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. К этому событию был приурочен праздник, в котором участвовали местные творческие коллективы и звонари со всей Волгоградской области. На мобильной звоннице на площади Павших борцов мастера исполняли разные виды звонов. Горожане поддержали профессионалов флешмобом, взяв с собой сувенирные колокольчики. О том, как создавались уникальные колокола для главного городского собора, рассказал руководитель волгоградской школы колокольного звона Александр Моренов. Именно ему доверили отобрать средние и малые колокола для будущей звонницы.

— Благовестники при таких серьезных заказах изготавливаются в единственном экземпляре. А колокола поменьше производитель отливает впрок. По каждой позиции было не меньше десяти вариантов, из которых выбирался единственный. Это непростая задача – все восемнадцать колоколов собора в итоге должны звучать гармонично.

Изготовление ансамбля для звонницы собора Александра Невского заняло больше двух месяцев, колокола отливались по старинной технологии, вручную, на заводе братьев Шуваловых в Ярославской области. Метод отливки в глиняную форму очень трудоемкий. Сегодня в России он применяется всего на двух предприятиях — оба принадлежат династии мастеров Шуваловых, и в Свято-Даниловом монастыре в Москве, где уникальное производство недавно наладил руководитель колокольного центра обители иеродиакон Роман (Огрызков).

Благодаря глиняной форме, куда заливают расплавленные медь и олово, готовый колокол имеет более мягкий, богатый обертонами тембр, который отличается от звучания колокола, изготовленного современным способом.

— При застывании в глиняной форме металл может расшириться за счет податливости натурального материала. В результате уменьшается плотность сплава, и колокол обретает неповторимое благородное звучание. На современных производствах обычно используется технология литья в керамику, формы для отливки делают из синтетических материалов, которые сохраняют высокую плотность металла и придают колоколу более высокое звучание. У новой технологии есть свои плюсы, а благозвучие колокола в обоих вариантах зависит от грамотной, тщательной работы мастера на этапе изготовления формы.

В случае с колоколами собора Александра Невского – выбор в пользу старинной технологии сделал жертвователь. Прежде чем отдать предпочтение заводу братьев Шуваловых, руководитель волгоградской торговой сети «Радеж» Юрий Сударев объехал почти все российские колокольные производства.

Предприятие известных мастеров колокололитейного дела находится под Ярославлем, в городе Тутаев, недалеко от месторождения высококачественной глины, из которой делают формы для отливки колоколов. Чтобы добиться уникального звучания, возрождали технологию, которая использовалась 200 лет назад знаменитыми ярославскими мастерами колокольного дела Оловяшниковыми.

Сам процесс проще один раз увидеть, чем объяснить на словах и все-таки…

Для изготовления колоколов используются три части формы: внутренняя – болван, средняя – так называемый фальшколокол, и верхняя – кожух или опока.

Сначала к металлическому стержню на специальной платформе крепится кружальное лекало, повторяющее внутренний профиль колокола. С помощью него делают глиняный болван: вращаясь вокруг оси, лекало убирает лишнюю глину и придает основе форму колокола.

Затем начинается самая кропотливая работа — изготовление фальшивого колокола, он должен в точности повторять форму будущего бронзового. С помощью второго лекала болван несколько раз обмазывают тонкими слоями специального состава из глины и песка. На готовый фальшколокол воском наносятся орнаменты, иконы и надписи.

После этого приступают к изготовлению верхней части формы – кожуха. Фальшколокол покрывается глиной, которую стягивают металлическими прутьями с крючками наверху, чтобы потом было удобнее снять кожух.

Всю конструкцию подвергают обжигу, после чего разбирают и собирают обратно, но уже без средней части – фальшколокола. Элементы глиняной формы фиксируют и опускают в яму, засыпают землей и заливают в полость раскаленный сплав меди и олова. Большие колокола застывают около недели, малые — немного быстрее. Потом их достают из земли, (крупные экземпляры — с помощью грузоподъемников), снимают верхнюю часть глиняной формы, выбивают внутреннюю и шлифуют готовый колокол.

Главный благовестник Александро-Невского собора весит 12 тонн, в высоту достигает 2,7 метра и имеет такой же диаметр, украшен орнаментами, иконами Александра Невского и Георгия Победоносца. Весь ансамбль из восемнадцати колоколов, уникален тем, что кроме традиционных церковных звонов на нем можно исполнять и ритмические мелодии. Александр Моренов продемонстрировал эту возможность и сыграл на мобильной звоннице – «Калинку-малинку», «Во поле березку» и другие популярные мотивы.

Главный колокол заливали накануне Пасхи, и в течение всей Светлой недели он остывал, находясь по землей. Чем дольше происходит этот процесс, тем богаче звук колокола, говорят специалисты. Когда благовестник освободили от глиняной формы, его температура еще составляла 70 градусов °C.

Екатерина Ландина

 

(192)

0 комментариев

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели