Как был канонизирован митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов): новые подробности

13 апреля Русская Православная Церковь вспоминает святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского. Его называли Апостолом Америки и Сибири. Свое благовестие он принес на Алеутские острова, Камчатку, проповедовал слово Божие среди коряков, чукчей, тунгусов, в Якутском крае, Северной Америке, в Амурском и Уссурийском крае.

Проводя большую часть жизни в путешествиях, святитель Иннокентий перевел на алеутский язык Катехизис, Евангелие, в 1833 г. написал на этом языке одно из лучших творений Православного миссионерства — «Указание пути в Царствие Небесное»; в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и Богослужение на своем родном языке якуты. Свое служение святитель Иннокентий завершил на Московской кафедре. Причислен к лику святых он был в 1977 году, когда Русская Православная Церковь находилась под гнетом государственной «опеки», и канонизации происходили крайне редко. Редакция сайта Волгоградской епархии располагает уникальным документом. Он приоткрывает некоторые детали того, как готовилась канонизация, и с чего все начиналось.

Это письмо Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию (Симанскому) от митрополита Нью-Йоркского и Алеутского Иоанна (Вендланда), который возглавлял тогда Американский Экзархат Московского  Патриархата.

Ваше Святейшество, возлюбленный отец и архипастырь!

До сих пор в обширном Американском Экзархате нашей Церкви нет канонизированных местных святых, чьи имена могли бы поминаться перед Богом, как особые заступники и ходатаи за американскую церковь.

Между тем, есть подвижники благочестия, подвизавшиеся на американской земле и показавшие в жизни своей (и по смерти) признаки подлинной святости.

Мне казалось бы весьма своевременным, чтобы Русская Православная Церковь, как Церковь-Мать, принесшая свет православия на американский континент, первая произнесла свое слово и этом священном деле, первая из числа этих подвижников назвала имена тех, кого мы могли бы благоговейно называть святыми и призывать в своих молитвах.

(Было бы очень обидно, если бы на такое дело первыми дерзнули раскольники, осквернившие себя отделением от Матери-Церкви).

Со своей стороны я осмелюсь предложить благосклонному вниманию Вашего Святейшества имена подвижников, достойных, как мне кажется, быть канонизированными, как святые. Привожу их имена и краткое жизнеописание в исторической последовательности.

Это монах о. Герман, американский миссионер и митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), проведший значительную часть своей жизни в величайших миссионерских трудах в Америке…

Могила Митрополита Московского Иннокентия находится у нас в Троице-Сергиевой Лавре и мы, в случае его канонизации, не имели бы трудностей с прославлением его святых мощей.

Напомню кратко житие этого Святителя. При этом я пользуюсь статьей В.Алексеева, напечатанной в «Журнале Московской Патриархии» за 1949 г. № 7: «Высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский».

Митрополит Иннокентий ( в  миру Иоанн Попов, затем с 9 лет Вениаминов) родился 26 августа 1797 г. в с. Ангинском, Иркутской губ., в семье пономаря. Шести лет потерял отца, воспитывался в бедности и труде.

В 1818 г. окончил Иркутскую духовную семинарию. Еще в 1817 г. вступил в брак и принял сан диакона, в 1821 г. рукоположен во священника.

С 1823 г. начинаются миссионерские труды о. Иоанна Вениаминова.

Когда пришло предписание Святейшего Синода Иркутскому архиерею (тогда Епископу Михаилу) выделить священника для миссионерской работы на Алеутских островах, священники один за другим начали отказываться от такого поручения.

Но о. Иоанн Вениаминов сам обратился к Епископу Михаилу и попросил послать его вместе с женою и детьми.

15 лет непрерывных трудов отца Иоанна на Алеутских островах, где его жена и дети делили с ним суровую жизнь в примитивных условиях землянки, а затем своими руками построенного домика на холодных и сырых морских островах среди хотя и приветливого, но чуждого и дикого народа – эти 15 лет представляют собою пример того, что стоит на грани самоотверженного подвига и чуда.

Отец Иоанн не только проповедывал и служил, он еще сам обучал алеутов плотницкому и столярному ремеслу, сам трудясь вместе с ними. Он не ограничился тем, что усвоил алеутскую разговорную речь. Он глубоко изучил алеутский язык и составил его грамматику с приложением алеутских песен. Тем самым он сделал и этот, до того времени неизвестный, язык достоянием науки.

На алеутском языке о. Иоанн написал катехизис и перевел на него Евангелие от Матфея.

Более того, о. Иоанн сделал ряд ценных наблюдений над природой Алеутских островов, получивших практическое применение. Таким образом, он совершал работу, полезную не только для Церкви, но для Отечества нашего.

Невозможно себе представить те трудности и опасности, которые приходилось о.Иоанну переносить при путешествиях по островам, совершавшихся в утлой туземной лодке в холод и непогоду. Еще труднее представить себе, как о. Иоанн выходил победителем из борьбы с пороками местного населения, ставшими традицией, а именно с рабовладельчеством, с убийством рабов при погребении знатных лиц, с междоусобиями, ссорами, драками, многоженством и внебрачным сожительством. Но он побеждал эти пороки по мере того, как увеличивалось стадо Христовых овец, побеждая примером личной жизни, труда, проповедью, беседами. Его беседы и проповеди отличались простотой и доступностью, были так согреты любовью, что устанавливали настоящие сыновние отношения паствы к своему пастырю.

Небольшая книжечка о. Иоанна Вениаминова, «Указание пути в Царство Небесное», неоднократно переиздававшаяся и в Америке и ныне переиздаваемая (уже под именем беседы Иннокентия, митрополита Московского) служит прекрасным примером сжатой, содержательной, задушевной и убедительной миссионерской проповеди.

Говоря о человеческой стороне миссионерских трудов о. Иоанна, мы могли сказать, что они сами по себе представляют собой чудо самоотверженной деятельности.

Но, кроме того, известны и в буквальном смысле чудеса, сопровождавшие эту деятельность. Некоему старику Ивану Смиренникову было явление ангелов, предупредивших его о прибытии на остров Аун о. Иоанн. Смиренников сообщил об этом жителям острова и те в указанный день с большим гостеприимством и радостью встретили отца Иоанна.

После 15 лет трудов на Алеутских островах и на побережье Аляски, в 1838 г. о. Иоанн прибыл в С.-Петербург, оставив семью в Иркутске.

Богу угодно было как раз в это время призвать к Себе матушку отца Иоанна.

По смерти жены и устройстве дочерей в институт, а сыновей в С.-Петербургскую Духовную Академию, о. Иоанн принимает монашество с именем Иннокентия.

15 декабря 1840 г. архимандрит Иннокентий был посвящен в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, а 27 сентября 1841 г., вновь прибыл в Америку, в Новоархангельск.

Он продолжал свою миссионерскую деятельность. Теперь она сопровождается чудесами исцеления после крещения.

Старуха, бывшая при смерти, и принесенная к крещению на носилках, вернулась домой на своих ногах.

Молодой мужчина, страдавший с детства припадками безумия, после крещения совершенно исцелился.

Последующие годы (по-видимому после 1850 ?) архиепископ Иннокентий проводит на материке Азии, где устроил кафедру в Якутске, а затем в Благовещенске.

И здесь продолжаются его неустанные миссионерские труды. Как когда-то св. апостолу Павлу, и ему приходится терпеть беды, связанные с путешествиями. Однажды его повозка опрокинулась, и он сильно ушиб бок о камень, другой раз он вместе с повозкой попал в полынью и промок в холодной воде.

Чувствуя недомогание и ослабление зрения, архиепископ Иннокентий думал уже о том, чтобы уйти на покой.

Но Промысл Божий судил иначе. В 1867 г. скончался Московский митрополит Филарет, и его преемником был назначен архиепископ Иннокентий. С 1868 г. до самого дня своей кончины в Великую Субботу 31 марта 1879 г. пробыл митрополит Иннокентий на Московской кафедре, право правя слово истины и ревностно содействуя миссионерскому делу Русской Православной Церкви.

Усердно ходатайствую перед Вашим Святейшеством и Священным Синодом Русской Православной Церкви о причислении американского миссионера митрополита Московского Иннокентия к лику святых. Через это, я надеюсь, усилится благодатное влияние Матери-Церкви на наш американский Экзархат, а Экзархат получит своих небесных покровителей.

 

                               ВАШЕГО СВЯТЕЙШИСТВА смиренный послушник и Экзарх

МИТРОПОЛИТ НЬЮ-ЙОРКСКИЙ И АЛЕУТСКИЙ  Иоанн

3 сентября 1964 г.

(305)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели