День Рождения Церкви

Праздник Пятидесятницы называют Днём Рождения Церкви. Он установлен в честь и память удивительного события, произошедшего в пятидесятый день после славного Воскресения Христова (оттого и именуется в церковном календаре Пятидесятницей). В этот день ученики Христа были собраны в Сионской горнице, в той самой, где не так давно их Учитель перед Своими Крестными страданиями умывал им ноги, а затем подал им преломлённый Хлеб и Чашу, произнеся при этом странные и даже страшные для них слова: «Сие есть Тело Мое… Сия есть Кровь Моя…». А затем они были свидетелями Его смерти и Воскресения, и много раз беседовали с Ним. Они больше не боялись иудеев, но всё же дальнейшая участь их собрания тревожила их.

Они слышали от Спасителя непонятное им обещание о том, что скоро Он пошлёт Своим ученикам Утешителя, Духа Истины, но не зная, что это означает, спрашивали Господа: «Не в это ли время, Господи, Ты восстановишь царство Израиля?» (Деян.1:6). А затем они стали свидетелями Вознесения Христова и с этого времени стали собираться вместе для общей молитвы. Собраны на молитву были они и в этот раз. «И внезапно сделался шум с неба… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:2-4). Так описывает это чудесное событие апостол и евангелист Лука. Отныне оно вспоминается Церковью как сошествие Святого Духа на апостолов. После этого события ученики Христа словно преобразились – они из напуганных, сбитых с толку необъяснимыми событиями людей, стали постолами; их общество из простого молитвенного собрания стало совершенной Церковью.

В тот же день, когда произошло сошествие на апостолов Святого Духа, иудеи тоже праздновали Пятидесятницу, но только свою – ветхозаветную. Этот праздник ещё именовался у них «Праздником кущей» и был установлен в честь дарования Моисею закона на Синайской горе. В этот день в Иерусалим собиралось большое число паломников из окрестных городов и даже из дальних стран. Их внимание привлёк сильный шум, как бы с неба, но он был слышен возле дома, где собрались Христовы ученики. Когда апостолы вышли к собравшимся возле их горницы людям, то стали проповедовать им Евангельскую весть на различных, родных для паломников, языках. Местные жители, иерусалимляне, слыша незнакомую речь, принимали её за бормотание пьяных, но апостол Петр громко сказал, что ученики Христовы не пили вина, но на них исполнились древние пророчества о сошествии на верующих во Христа Святого Духа. Сила слова апостолов была так велика, что уже в первую апостольскую проповедь к ученикам Христа, крестившись, присоединились три тысячи человек. Так произошло рождение Церкви Христовой.

Святой Дух – Третья Ипостась Святой Троицы. Согласно учению святых отцов, Троица – Единый Бог, троичный в Лицах – различным образом проявляет Себя в действии к творению, к нашему миру: Отец благоволит миру быть, Сын творит, Дух совершает. Именно действием Духа Святого, носившегося над водами первозданной материи (Быт.1:3), наш мир и был устроен. Его же действием произошло чудо преображения человеческой природы святых апостолов: они не просто получили некие сверхъестественные способности – говорить на ранее незнакомых языках, изгонять злых духов, исцелять болезни, но в них совершилось высвобождение того жизненного потенциала, которым в действительности наделён каждый человек. В сошествии Святого Духа на первых христиан произошло явление полноценного участия в их апостольском призвании всех Лиц Троицы. Именно поэтому этот праздник получил в русской традиции наименование «Троица».

Надо сказать, что такое наименование праздника Пятидесятницы известно только на Руси. Ни в древней Византии, ни в современной Греции или Антиохии он не связывался непосредственно с Троицей: там в сущности не знали ни троичных храмов, ни троичных икон. Как предполагают некоторые современные церковные учёные, почитание праздника Пятидесятницы как «Троичного Дня» началось как местная традиция в Троице-Сергиевой Лавре ещё со времени игуменства преп. Сергия и распространилось затем по всей Руси. Интересно также, что только в Русской Церкви в качестве праздничной иконы, предлежащей на аналое в этот день, почитается изображение трёх Ангелов у дуба Мамврийского, известное всему православному миру как «Гостеприимство Авраама». Ещё одна особенность празднования Пятидесятницы в Русской Церкви – двуденствие этого праздника. Если собственно воскресный день посвящен чествованию Святой Троицы, то на следующий день, в понедельник, совершается особое торжество в честь Святого Духа. В современных грекоязычных Церквях празднование Святого Духа полагается именно в воскресенье.

Богослужение в день Святой Пятидесятницы отличается особой торжественностью: храм по древней традиции, берущей начало ещё в Ветхом Завете, украшается цветами и свежесрезанными ветвями деревьев, а пол выстилают ароматными травами. В облачениях священнослужителей преобладает зелёный цвет – как символ обновления, торжества жизни. С этого дня впервые после Великой Субботы в храме поётся «Царю Небесный» – торжественная праздничная стихира и, одновременно, предначинательная молитва, с которой христианин должен начинать каждое своё дело.

Также в праздник Пятидесятницы после Литургии, впервые со дня Великой Пятницы, совершается коленопреклонение – во время чтения продолжительных молитв о сошествии благодати Святого Духа на собравшихся в храме христиан. В этих молитвах испрашивается возобновление благодати для каждого члена Церкви Христовой. Благодать – это, выражаясь богословским языком, Божественная нетварная энергия, источником которой является Сам Бог. Она подаётся каждому христианину в таинстве Миропомазания как сила, действующая в нём и помогающая ему совершать своё спасение. Без сомнения, любой, кто пребывает в лоне Церкви, кто живёт её Таинствами, на личном опыте знает преображающее действие Божественной благодати, то, как она благотворно изменяет внутреннее – духовно-душевное, и даже внешнее состояние человека.

Церковь – это не стены и купола, это даже не социальный институт. Церковь есть Тело Христово – единый мистический богочеловеческий организм, главой которого является Сам Христос. Церковь состоит из множества членов – православных христиан, каждый из которых является неотъемлемой и уникальной частью Церковного единства. В Церкви индивидуальность человека не стирается, не «сливается с массой», но преображается. Как драгоценный камень, ограняемый умелым ювелиром, начинает сиять совершенством своих свойств, так и личность христианина действием благодати Святого Духа раскрывается, делаясь способной к достижению духовного совершенства. Те таланты, которые даны человеку, преумножаются действием благодати для того, чтобы он мог через них совершать добрые дела, служить своему спасению и спасению ближних.

Но чтобы по-настоящему являться частью Христова Тела, чтобы быть причастником благодати Святого Духа, недостаточно лишь время от времени бывать в храме. Это сочетание с церковным единством возможно лишь тогда, когда человек начинает осознанно жить установленными ещё святыми апостолами Таинствами Церкви и, прежде всего, участвовать в Евхаристии – причащаться Тела и Крови Христовых, равно тому, как это делали ученики Христовы на Тайной Вечери. Лишь через это участие личность христианина может реализовать себя в подлинном смысле – ради Христа – принести своей уникальностью подлинную, а не мнимую пользу. Не даром Церковь называется Ковчегом спасения, сравнивается с кораблём – не просто с судном, а именно с кораблём (термин «корабль», кстати, употребляется в морском деле для обозначения боевого, военного судна). За его бортом – лишь бушующее житейское море, поглощающая пучина. Но и на палубе корабля немыслимо видеть праздно, вальяжно гуляющих пассажиров. Каждый, кто находится на борту, является членом экипажа, команды; каждый, от рулевого до матроса, находится на своём посту, выполняет свою особую задачу, но, вместе с тем, принимает участие в жизни и судьбе другого. Также и в Церкви не может быть «пассажиров». Невозможно купить себе билет в Царствие Небесное, но чтобы достигнуть цели земного путешествия, необходимо стать членом экипажа, взяв на себя свою меру духовного и телесного подвига во славу Божию, через которую каждому возможно исполнить личное призвание и предназначение; необходимо быть частью Церковного единства, где непрестанно действует благодать Духа Святого «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».

иерей Илия Неклюдов, и.о. председателя Комиссии по канонизации святых Волгоградской епархии

(111)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели