О благолепии церковного убранства

Из проповеди митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора, сказанной 14 июня 2020 года в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Досточтимый отец настоятель, братия и сослужившие в сегодняшней Божественной литургии, дорогие братья и сестры! Всех вас приветствую с престольным праздником этого храма, с днем Ангела каждого из вас, потому что сегодня Святая Церковь празднует день памяти Всех Святых, от века Богу угодивших.

Среди этого бесчисленного сонма мы особым образом выделяем святого праведного пастыря Кронштадтского Иоанна, который по существу был символом России тех непростых времен, столпом православной веры.

Когда слава о всероссийском батюшке достигла не только пределов русской земли, но и дальних границ, других государств, он сохранял смирение перед Богом. Это очень непросто. И хотя мы видим его на фотографиях в дорогих рясах, в прекрасном облачении, в блестящих митрах, мы понимаем, что это нисколько не повредило его внутреннему миру, его душе.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечал, что Лев Толстой и его приверженцы, часто обвиняли православное духовенство, что они носят богатые, благоукрашенные ризы. И говорят: лучше бы продали их и деньги раздали нищим.

Как эти слова созвучны нашему времени!  Но равным образом они созвучны голосу Иуды, который сказал своему Учителю, в ответ на действие некой женщины: К чему гибель драгоценного мира. Лучше пойти, продать его, и раздать нищим.

Сказал же он это не потому, что о нищих заботился, а потому что был лжец и вор. И здесь мы тоже можем провести параллель с днем сегодняшним.

В свою очередь Иоанн Кронштадтский говорил, что богатство церковного убранства и облачения Сам Господь дал через Моисея, Сам установил священные одежды, которые надевали только при священнодействиях.

Сам рассказал подробно из какой ткани, как все это должно быть изготовлено. И мы, священнослужители, одевая священнические одежды, исповедуем Христа. Это ризы Христа как Богочеловека, который страдал, смирялся и терпел, и как Бога, который является Царем Славы и пребывает в сиянии Славы.

И можем ли мы представить, что вокруг Божественного Престола будут ангелы не светлые, сияющие как сапфиры или другие драгоценные каменья, а темные, серенькие, неопрятненькие – такие ангелы, знаем, где пребывают.

Мы называем наши ризы ангельскими. Они говорят и о великом призвании служащих. И о том, что, каждый облачающийся в эти ризы, является проводником Славы Божией. Некогда Моисей спустился с горы в сиянии Божественной Славы, так что люди не могли на него смотреть. Священнические облачения есть отблески будущей райской жизни, чтобы мы, находясь на земле, смотрели и думали: как же красива, хороша церковная служба! И как еще лучше на небе, куда мы все с вами и стремимся.

Будем помнить о том, что не внешнее характеризует человека, а внутреннее. Что каждый священнослужитель должен быть достоин тех риз, которые он одевает. Как возгласил пророк Исайя: Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя. Яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61:10).

Будем ценить божественные дары, будем стремиться вместе с батюшкой Иоанном Кронштадтским предстоять Престолу Господню в своем сердце, в своем жизненном служении, на том месте, куда нас Господь поставил. Будем помнить, что служение священства великая слава, честь и сила. Почему так всегда народ и любит русского батюшку. А батюшка должен думать: чтобы привести паству свою в Горнее, ему самому неизменно нужно туда шествовать.

С Праздником всех вас!

(77)

Комментарии (0)

Нет комментариев!

Комментариев еще нет, но вы можете быть первым.

Оставить комментарий

Ваш e-mail опубликован не будет. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели